Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора COMGUN
 









Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора
§ 20. Выполнение сюжетного набора

Прежде чем приступить к изготовлению набора, необходимо подобрать древесину по цвету и текстуре в полном соответствии с подготовительным рисунком мозаики.

Изготовление сюжетного набора обычно начинают с набора фона. Если набор представляет собой натюрморт, например такой, как показан на рис. 46 (см. Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе), фон набирают из двух кусков шпона разных пород с различным направлением волокон. Направление волокон нижнего куска горизонтальное, верхнего - вертикальное или под углом 45°. Чтобы соединение листов шпона было точным и плотным, их кладут так, чтобы один заходил на другой в месте стыка (внахлестку), и прорезают сразу оба листа ножом по линейке. Затем соединяют листы клеевой лентой.

Когда фон состоит из нескольких кусков шпона, как, например, в пейзаже, показанном на рис. 45 (см. Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе) сначала набирают фон способом набора в бумагу. На лист плотной бумаги наносят рисунок наиболее крупных деталей мозаики и, вырезая гнезда в бумаге, постепенно заполняют их шпоном.

Если набранный таким образом фон достаточно светлый, на него переводят рисунок остальных деталей мозаики, которую затем выполняют способом набора в шпон, вырезая сначала более крупные, а затем более мелкие детали мозаики.

Если фон темный и след от копировальной бумаги на нем плохо заметен, рисунок не переводят на шпон, а кальку с рисунком приклеивают к шпону, служащему фоном, по верхней его кромке. При вырезании гнезда кальку с рисунком прижимают к фону и прорезают сразу и кальку, и шпон. Затем кальку с рисунком снимают, под гнездо подкладывают шпон вставки вырезают и вставляют ее в гнездо. Снова накрывают калькой фон и вырезают следующее гнездо и т. д.

При больших размерах набора (панно) фон может быть набран из нескольких делянок шпона, взятых из одной пачки. Соединительный шов должен проходить по волокну древесины, тогда он будет незаметен. Если необходимо нарастить полосу шпона по длине, поперечный шов делают не прямым, а зубчатым, причем размер и форму зубцов подбирают такими, чтобы в рисунке древесины шов был менее заметен.

Если размеры набора большие, его неудобно каждый раз переворачивать, чтобы вклеить очередную вставку. Кроме того, хрупкий шпон при этом может порваться. В таких случаях отдельные фрагменты набора выполняют вне фона, т. е. набирают крупные вставки, состоящие из нескольких мелких. Склеенную вставку накладывают на соответствующее место фона, обводят кончиком ножа по контуру, вырезают гнездо и вклеивают вставку.

Если вставку нельзя получить из одного куска шпона (когда вставка имеет большие размеры и сложную форму), ее набирают по частям. Сначала в фон вставляют один несложный кусочек этой вставки. К нему подклеивают следующий так, чтобы линия их склеивания совпадала с направлением волокон древесины, тогда шов будет незаметен. Постепенно набирают всю вставку.

В одном наборе нельзя применять шпон, резко отличающийся no толщине, это может привести к некачественному приклеиванию набор к основе и затруднит последующую обработку поверхности мозаики.

Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора

Рис. 48. Декоративная вставка для украшения мебели


Рис. 49. Панно «Лель». Автор В. А. Масленнинов

Начинающему мозаичнику не следует сразу браться за сложный сюжетный набор - пейзаж, многофигурную композицию. Начинать надо с небольших декоративных панно с изображением птиц, цветов и пр., имеющих орнаментальный характер. Примером таких работ могут служить наборы, показанные на рис. 48 и 49, а также в приложении.

На рис. 48 представлена декоративная вставка для мебели (автор С. Хромова). В наборе использованы различные сорта ореха и красного дерева, клен «птичий глаз» и береза (для фона). Мозаика выполнена способом набора в шпон.

На примере данного набора можно видеть, как реальное изображение петуха подвергается в рисунке для мозаики стилизации и обобщению. Здесь выделены и подчеркнуты самые главные черты: пышный хвост, гребень, бородка. При выполнении мозаики широко использованы декоративные возможности древесины, ее природная игра, придающая мозаике красочность и нарядность.

На рис. 49 показано декоративное панно «Лель»» (автор В. А. Масленников). Несмотря на условность, плоскостность композиции, художнику удалось создать выразительный художественный образ. Здесь также в полной мере использовано богатство изобразительных средств древесины. Желтовато-серый дуб с яркими сердцевинными лучами, выбранный для фона, создает впечатление высокой стелющейся травы. Ореховый шпон с волнистым рисунком послужил для набора рубашки Леля. Из красного дерева, окрашенного в темно-коричневый цвет, изготовлен ствол дерева, а листочки на нем - золотистого анатолийского ореха. Розовая переливчатая чинара и красное дерево использованы для набора птиц.

Чтобы подчеркнуть условность и плоскостность композиции, отдельные детали мозаики оконтуривают. Так, вокруг фигуры Леля врезаны темные прожилки.

Книга «Мозаика и резьба по дереву»
Т.А. Матвеева
г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.


Мозаика. Часть 1

Мозаика. Часть 2. Материал

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Мозаика. Часть 4. Приемы выполнения мозаики

Мозаика. Часть 5. Орнамент

Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент

Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент

Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент

Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе

Мозаика. Часть 11. Наклеивание мозаичного набора на основу

Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора

Ключевые теги: мастерская, мозаика, сюжетный набор, выполнение сюжетного набора



Другие новости по теме:

Просмотров: 456   Автор: space 10-12-2021, 17:11    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей