|
Г. Я. Федотов Книга "Секреты бондарного ремесла" Издательство "Экология", г. Москва, 1991 г.
Параболический остов имеют всевозможные бочки и бочонки (барильца, анкерки и т. п). Поскольку боковая поверхность подобной бондарной посуды имеет параболическую форму с различной степенью кривизны, существуют два способа изготовления остова.
Изготовление клепок для посуды с параболической поверхностью: 1 - стесывание клепки в средней части, 2 - скругление наружной пласти, 3 - скашивание клепки к торцам, 4 - строгание внешней стороны прямым скобелем или рубанком, 5 - строгание внутренней стороны горбатым скобелем или рубанком-горбачом, 6 - фугование кромок на бондарном фуганке или в колоде с лекалом
Клепки, из которых собрана такая посуда, имеют довольно сложную форму. Каждая готовая клепка представляет собой дощечку с желобом с внутренней стороны и выпуклой поверхностью - с внешней. К тому же каждая клепка в середине тоньше, а у торцов — толще. Радиус выпуклой части клепки в сечении должен соответствовать окружности выпуклой средней части остова, а боковые кромки иметь плавные изгибы близкие к параболической кривой.
Закончив подготовительную работу, которая включает в себя изготовление шаблона и лекала, приступают к вытесыванию клепок вчерне. Клепку ставят на бочарный чурбан и обтесывают топором с полукруглым лезвием. Придав клепке форму призмы, на 1/5 или 1/6 часть уменьшают ее толщину в середине. Это облегчит гнутье клепки при сборке остова. Утолщенные участки клепок у торцов необходимы для нарезания в них уторов. Затем приступают к скруглению наружной грани клепки. Чтобы удобно было производить измерения шаблоном, топором под заданным углом скашивают боковые кромки.
Измерив шаблоном ширину клепки в середине, определяют ее размеры у торцов. Сделав карандашом отметки, клепку скашивают к торцам, но не по прямой линии, а по слегка изогнутой дуге. На боковых кромках снимают фаски, проверяя направление скосов по шаблону-скобе.
Чистовую обработку поверхностей клепки выполняют прямыми и горбатыми скобелями на бондарной скамье или рубанками на верстаке. Прямым скобелем и рубанком с прямым ножом строгают наружную выпуклую сторону клепки, постоянно контролируя работу с помощью шаблона. Ориентируясь на выпуклую наружную сторону, в свою очередь, полукруглым скобелем или рубанком-горбачом строгают внутреннюю сторону.
Завершают работу над изготовлением клепки самой ответственной операцией - строганием кромок. От того, насколько она будет точно выполнена, будет зависеть герметичность бочки. Если кромки клепок строгают на бондарном фуганке, то боковая поверхность собранного из них остова будет иметь незначительную выпуклость, то есть точно такую же, как у каждой клепки. Если хотят собрать более крутобокий остов, то кромки клепок фугуют в колоде. Вставленное в нее лекало, к которому прижимается обрабатываемая клепка, обеспечивает правильность фуговки клепок. Клепку вкладывают в колоду выпуклой стороной к рабочей поверхности лекала и зажимают с помощью колышка и рычага. При этом клепка сгибается и плотно прижимается к лекалу. В колоде она имеет ту кривизну, которая будет окончательно достигнута в готовом изделии. Кромку клепки строгают обычным столярным фуганком, снимая очень тонкую стружку. Как только стружка станет непрерывной, фуговку прекращают. Клепку переворачивают, изгибают, прижав колышком к колоде, и строгают другую кромку. Если лекало вырезано правильно, то кромки клепок в собранном остове будут сопрягаться друг с другом с высокой точностью.
Последовательность сборки посуды с параболической поверхностью (продолжение предыдущего рисунка): 7 - прикрепление обруча к опорным клепкам и вставка остальных, 8 - набивка шейного обруча, 9 - распаривание клепок остова, 10 - стягивание клепок воротом, 11 - натягивание уторного обруча, 12 - готовый остов (закаленный и с нарезанными уторами), 13 - вставка донышка; 14 - надевание уторного обруча
Приготовив необходимое количество клепок, приступают к сборке остова. Так же, как и при сборке кадки, уторный обруч прикрепляют зажимами к трем опорным клепкам. Между ними последовательно вставляют промежуточные клепки, прижимая их друг к другу как можно плотнее. Вставка последней, замыкающей клепки требует особой внимательности и осторожности. Может случиться и так, что она окажется несколько шире и не будет входить в набор. В этих случаях клепки, между которыми нужно будет ее вставить, временно прикрепляют зажимами к обручу. Клепку подстрагивают и, как только она будет вставлена в остов, убирают зажимы. Чтобы остов стал более прочным, на него набивают набойкой второй (шейный) обруч.
Вторую распущенную половину остова обжимают обручами только после пропарки, которая увеличивает гибкость клепок. Остов опускают в сосуд с кипящей водой на подставку из толстой проволоки. Она должна быть такой высоты, чтобы остов не касался кипящей воды. Сверху сосуд с остовом накрывают сложенной в несколько слоев плотной тканью, старым одеялом, телогрейкой и т. п. Вместо металлического сосуда, расположенного над огнем, можно использовать и деревянный, например кадку или бочку. Пар в деревянных сосудах получают опусканием в воду камней, раскаленных на костре или в печи. Образование пара пойдет еще более активно, если воду, заливаемую в сосуд, довести предварительно до кипения.
Мягкую и более рыхлую древесину липы, осины, ели, сосны, тополя пропаривают меньше, чем твердую - дуба, бука, клена. Время пропарки или проварки зависит также от длины и толщины клепок, от степени крутизны боковой поверхности остова. Например, при изготовлении бочек из тонких клепок с незначительным изгибом распарка не требуется совсем.
Распаренные клепки остова стягивают с помощью бондарного ворота или цепной стяжки. На стянутые клепки сверху надевают с помощью натяга уторный рабочий обруч.
Закалка и сушка остова
Чтобы закрепить форму клепок, полученную при стяжке, а также повысить плотность и прочность древесины, остов закаливают и просушивают. Существует множество способов закалки. Один из них заключается в том, что в остов кладут слой стружек и поджигают. Медленно перекатывая остов с горящими стружками, следят за тем, чтобы древесина внутри его равномерно обожглась, но не обуглилась. В бондарных мастерских для закаливания клепок применяли так называемые мангалки - чугунные колпаки, нагреваемые газом. Остов ставили так, чтобы мангалка оказалась внутри его, а сверху накрывали щитом. При высокой температуре, которая возникала внутри, остов выдерживали от 3 до 5 мин.
Внутренние поверхности остова можно обжечь также паяльной лампой или газовой горелкой. Разумеется, делать это нужно в стороне от дома, в саду или на огороде. Если обжиг производят в мастерской, то обязательно на щите, обитом жестью, или на площадке из кирпичей, соблюдая все необходимые правила противопожарной безопасности. При обжиге также следят за тем, чтобы древесина не обуглилась, а как бы загорела, приобретя золотистый оттенок. Небольшие бочонки можно не обжигать, а высушивать при высокой температуре в духовке или в русской печи.
После закалки и сушки с остовом бочки проделывают те же операции, что и с остовом кадушки: торцуют, зачищают внутри скобелкой, строгают горбачом края клепок и нарезают в них уторы, в которые вставляют одно или два донышка.
Сколоченные заранее донышки вставляют поочередно в уторы, сняв предварительно уторный обруч и ослабив шейный. Как только скосы донышка войдут в утор, шейный обруч равномерно осаживают и надевают вновь с помощью натяга уторный обруч. В той же последовательности вставляют второе донышко. Убедившись, что бочка собрана правильно, рабочие обручи поочередно снимают, зачищают поверхность клепок скребками и шлифуют наждачной бумагой. Затем вместо рабочих обручей надевают металлические или деревянные.
При изготовлении параболических остовов, имеющих небольшие размеры, можно обойтись без распаривания и гнутья клепок.
Один из способов изготовления остова с параболическими (криволинейными) клепками без применения гнутья заключается в следующем. Из прямых толстых клепок, имеющих достаточный припуск на последующую обработку, собирают цилиндрический остов. В середине его стягивают обручем с винтовым зажимом. С помощью струга или топора цилиндр обрабатывают так, чтобы он приобрел параболическую форму. При обработке топором остов ставят на бондарный чурбан и, равномерно вращая вокруг оси, осторожно обтесывают топором. При этом не забывают следить за тем, чтобы стружка со всех сторон остова была снята равномерно. Только при этом условии полученная параболическая поверхность будет иметь плавные переходы и форму предельно близкую к телу вращения. Параболическую форму цилиндру можно придать и на бондарной скамье с помощью прямого струга.
Стадии изготовления остова с параболической поверхностью без применения гнутья: 1 - цилиндрический остов, собранный из толстых клепок, 2 - обработка остова топором или стругом, 3 - строгание внутренней стороны клепки горбачом или горбатым скобелем, 4 - обработка внутренней поверхности остова скобелкой, 5 - зачистка наждачной бумагой, укрепленной на колодке
Когда наружные пласты клепок будут полностью обработаны, переходят к обработке внутренних. Им нужно придать вогнутую форму. Обрабатывать внутренние поверхности клепок можно двумя способами. При первом способе каждую клепку с внешней стороны отмечают порядковым номером и стрелкой, указывающей направление счета. Затем остов разбирают и каждую клепку строгают в отдельности горбатым скобелем либо рубанком-горбачом.
При втором способе внутренние поверхности клепок обрабатывают без разборки остова, используя некоторые приемы долбления. Остов устанавливают на чурбан и, отступив от края на определенное расстояние, срезают слои древесины полукруглой стамеской, укрепленной на длинной ручке.
Каким же способом ни обрабатывались клепки с внутренней стороны, на завершающем этапе их строгают (скоблят) скобелкой, а затем шлифуют наждачной бумагой, наклеенной на деревянную колодку с выпуклой рабочей поверхностью.
Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»
Секреты бондарного мастерства. Часть 2. От дупла до бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка
Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки
Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа
Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты
Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты
Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава
Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи
Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава
Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады
Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне
Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки
Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок
Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки
Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка
Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд
Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек
Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки
Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок
Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце
Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец
Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»
Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики
Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек
Секреты бондарного мастерства. Часть 28. Колодезная труженица
Ключевые теги: мастерская, ремесло, бондарное ремесло, бондарная посуда, параболическая бондарная посуда, изготовление параболической бондарной посуды, закалка остова, сушка остова
|
|