|
Дерево - один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами. С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.
Для всемирной выставки в Париже в конце прошлого века на диво всему миру срубили русские плотники бревенчатую избу. Красота пропорций, простота и мудрость конструктивных решений - все это поразило посетителей выставки, образно назвавших рубленую избу "русским Парфеноном". Вся изба была плоть от плоти дерева. Благодаря остроумным приемам соединения деталей плотники срубили избу без единого гвоздя и прочего металлического крепежа. "Хорошая вязка скрепчивее всяких гвоздей",- убежденно говорили народные зодчие. В повседневной жизни избы обычно крестьяне рубили своими силами или с помощью соседей. Но были и плотники-профессионалы. Многочисленные артели плотников кочевали по Руси, порой подряжаясь на работу в чужеземных странах. О вездесущности русских плотников ходила шутка, что когда Колумб открыл Америку, то там уже была артель вятских плотников.
Представьте себе, что вы входите в добротную крестьянскую избу прошлого века. Почти все, что находится в ней, сделано из дерева. Гладко вытесаны стены, пол, потолок, подоконники, скамьи и стол. Трудно поверить, что всюду мастер обошелся без рубанка - настолько высоко было искусство владения плотницким топором. Почти в каждой крестьянской избе стоял ткацкий станок, прялка для прядения льна и шерсти, короб для перематывания пряжи. Они тоже были из дерева. Большим разнообразием отличалась посуда, которую изготовляли не только из стволовой древесины, но и из других частей дерева: веток, корней и коры. Из длинных берестяных лент, снятых с березы весной, плели кузовки, короба и пестери заплечные, корзины для сбора грибов. На токарных станках, которые, кстати, тоже были деревянными, точили всевозможную посуду: чаши, миски, поставцы, блюда, братины и кубки. Из древесных наплывов вырезали крестьянские мастера ложки, совки, ковши, братины и солоницы. Из ивовой лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. В праздники и часы досуга нельзя было обойтись "без деревянных музыкальных инструментов - балалаек, скрипок, свирелей и жалеек. А звонкоголосый деревянный рожок был всегда непременным спутником каждого деревенского пастуха. С протяжной песни пастушьего рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни.
Порой дерево имело совсем неожиданное применение. Например, из него делали хитроумные и вполне надежные дверные замки или колокольчики, подвешиваемые на шею корове, издававшие мягкий приглушенный звон. А иные умельцы ухитрялись вырезать из целого куска дерева неразъемную цепь вместе с подвешенным к ней сосудом, обычно умывальником "о двух носиках".
Работая с древесиной, человек одновременно изучал ее разнообразные свойства, каждый раз открывая все новые и новые возможности этого чудесного материала. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить и обжигать. И конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных деревьев.
Любое изделие из древесины всегда изготовляли с учетом ее физико-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько пород дерева. Например, в обычном бочонке стенки и донышко делались из дуба, его древесина исключительно прочна и отлично противостоит гнилостным микробам; обручи - из вязкого гибкого вяза, а пробка - из мягкой и однородной липы. В некоторых деревянных изделиях древесина различных пород применялась настолько постоянно, что послужила поводом возникновения когда-то распространенной народной загадки: "На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу". Загадку эту не так-то просто отгадать современному человеку. Между тем деревенский житель прошлого века мог уверенно сказать, что это прялка - простейшее приспособление для домашнего прядения. Каждая ее часть изготовлялась из определенной породы дерева: донце, на котором сидела пряха,- из липы ("на липе сижу"); гребень для расчесывания пряжи - из клена ("сквозь клен гляжу"), а веретено для наматывания готовой пряжи - из березы ("березой трясу").
Учитывают свойства отдельных деревьев и современные деревообработчики. Многие предметы, с которыми мы повседневно сталкиваемся в быту, изготовляются только из дерева определенной породы. Карандаши делают исключительно из мягкой однородной древесины кедра или можжевельника; спички - из осины и тополя; катушки для ниток - из березы; паркет - из дуба и ясеня.
В старину большинство изделий из дерева имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Многие ковши и бра-10 тины изготовлялись в форме утиц. Если выразительная текстура дерева могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращался в истинное произведение декоративно-прикладного искусства.
Трехгранно-выемчатая резьба
Декоративная композиция. Фрагмент. Современная работа Многие простые обиходные вещи, сработанные из неброской осиновой, липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы искусные руки деревенского мастера не украсили их изящной резьбой, способной подчас соперничать с тончайшими кружевами. С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, вальки, дуги, сани, мебель и архитектурные элементы избы (наличники и причелины) становились высокохудожественными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Для украшения бытовых предметов народные мастера наиболее часто применяли геометрическую резьбу: трехгранно-выемчатую и скобчатую, сочетая их иногда с контурными порезками.
Трехгранно-выемчатая резьба - самый древний вид геометрической резьбы - была самой распространенной, что вполне понятно: ведь единственный инструмент, с помощью которого она выполнялась, обычный нож, был всегда под рукой.
Лучшим материалом для трехгранно-выемчатой резьбы считается мягкая древесина лиственных пород - липы, ольхи и осины. Древесина этих деревьев однородная и прекрасно режется во всех направлениях. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания древесины вдоль волокон. После высыхания она становится прочной и не коробится.
Классический материал для резьбы - липа. Из нее режут игрушки и скульптуру. Липа - излюбленный материал не только у резчиков, но и у токарей по дереву, бондарей, столяров. Древесина липы белого цвета, иногда слегка розоватая. Хорошо просушенная и выдержанная, она со временем приобретает медово-золотистый оттенок. Легкая, мягкая, вязкая древесина липы мало растрескивается и почти не усыхает.
Своеобразна древесина ольхи, имеющая красноватый оттенок - цвет редкий для деревьев средней полосы.
У осины ослепительно белая древесина, причем эту белизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива против гниения, поэтому в старину делали из нее дранку для крыши, срубы колодцев и различную кухонную утварь.
Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины. Обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.
Совсем миниатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твердости приближается к слоновой кости.
Из древесины хвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами. На резьбе с мелкими элементами годичные слои будут зрительно искажать форму рельефа. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон, поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб.
Годичные слои ели менее резко выражены, чем у сосны. На севере России в лесных районах из елового ствола с отходящим от него под прямым углом корнем вырубали прялки-корневушки, лопаски которых богато украшали резьбой.
Пробовать свои силы в резьбе нужно, конечно, на мягкой древесине лиственных пород. Инструмент понадобится один - нож-косяк. Хороший нож может получиться из ножовочного полотна. Ручку для него изготовьте из двух тонких дощечек бука, дуба или березы. В одной из пластинок выдолбите специальное гнездо и вставьте в него конец ножовочного полотна так, чтобы плоскость полотна была заподлицо с плоскостью дощечки. Обе дощечки смажьте столярным клеем и, соединив, высушите под прессом. Затем из склеенных дощечек выстрогайте удобную рукоять косяка. Лезвие косяка заточите под углом 60° к продольной оси.
Еще быстрее нож можно сделать из стамески или из ножа хорошей стали.
Плохо заточенный нож мнет, а не режет древесину. Резьба от этого имеет неряшливый, малопривлекательный вид. Даже отлично составленная композиция узора может быть загублена плохим исполнением, поэтому работать нужно только хорошо заточенным косяком. Сперва косяк затачивают на наждачном круге, затем правят на бруске-микрокорунде. Некоторые резчики правят свои инструменты на липовом бруске, на который наносят слой полировочной пасты.
Старые мастера выполняли резьбу чаще всего без эскиза, постоянно импровизируя. Такой метод работы под силу только опытному мастеру. Начинающему же лучше всего осваивать резьбу с эскиза, тем более если он не собирается ограничиваться копированием чужих работ.
Эскиз выполняется в натуральную величину на листе плотной бумаги. Для его выполнения потребуется циркуль, карандаш и линейка. Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резьбы,- треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.
Для начала попробуйте составить эскиз рисунка для небольшой разделочной доски. В хозяйственных магазинах продаются разделочные доски разной величины - их, как правило, делают из липы, березы и осины. Вычертите на листе бумаги контуры доски в натуральную величину, карандашом проведите среднюю линию и найдите центр. При центровой композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую фигуру на отдельные элементы. Готовый рисунок переводят на доску через копировальную бумагу.
Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова, поэтому достаточно рассмотреть ее на примере одного элемента, например треугольника. В работе чередуются два основных этапа - накалывание и подрезка. На середину треугольника нанесите точку. Носик ножа поставьте в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка ножа должна быть направлена к одной из вершин треугольника. С усилием нажмите на рукоятку так, чтобы носик на 2-3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки сделайте накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивайте доску, а не нож. После накалывания приступайте к подрезке. В зависимости от глубины резьбы держите косяк под углом 45-30° к поверхности доски, поставьте его в вершину треугольника и медленно ведите острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2-3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводите носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, сделайте следующую подрезку и извлеките вторую пирамидку, а при очередной подрезке - третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Если вы, начав работу, увидите, что не все получается так, как хотелось бы, потренируйтесь на отдельной дощечке, затем снова вернитесь к разделочной доске.
Впоследствии, когда будет достигнута высокая точность исполнения, перейдите к орнаментированию более сложных изделий, например: шкатулки, ступки, солонки, подсвечника.
Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. В некоторых случаях резьбу можно тонировать и подкрашивать.
Придать изделию цвет старого дерева можно с помощью протравы, приготовленной из уксуса. Положите в уксус куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток разбавьте его водой, после чего наносите раствор на поверхность древесины кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Перед этим не забудьте надеть резиновые перчатки.
Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифуйте наждачной бумагой. При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.
Г. Федотов Книга "Дарите людям красоту" г. Москва «Просвещение» 1985 г.
Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба
Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба
Художественная обработка дерева. Часть 4. Ислими
Художественная обработка дерева. Часть 5. Врезная инкрустация
Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация
Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри
Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение
Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография
Художественная обработка дерева. Часть 10. Обработка капа
Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура
Художественная обработка дерева. Часть 12. Торцовая мозаика
Художественная обработка дерева. Часть 13 Древесная филигрань
Художественная обработка дерева. Часть 14. Изделия из щепы
Художественная обработка дерева. Часть 15. Обработка бересты
Ключевые теги: мастерская, дарите людям красоту, дерево, обработка дерева, резьба, художественная обработка дерева, трехгранно-выемчатая резьба
|
|