COMGUN
 









Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы
В повседневной жизни крестьянина солома находила самое различное применение. Поедет он по дрова или в город — положит под бок ворох соломы, а замочит валенки — обязательно набьет их соломой, чтобы не сели и не потеряли формы. Нечем матрас набить — выручит солома. Нельзя было обойтись без соломы, когда возникала необходимость хранить картофель в буртах: под соломой ему и лютые морозы не страшны. Скотине подстелить, хлев утеплить, крышу покрыть — опять нужна солома. В общем, солома настолько широко использовалась в крестьянском хозяйстве, что, в представлении иных горожан, крестьяне знали толк лишь в одной соломе да разве что в сене. То ли в шутку, то ли всерьез поговаривали о том, что новобранцы от сохи не могли отличить правую ногу от левой. Во время строевых учений это вызывало серьезные трудности. Тогда-то якобы их выручала все та же солома. Каждому солдату привязывали к одной ноге пучок сена, а к другой — соломы. И когда офицер на плацу командовал: «Сено, солома! Сено, солома!» — солдаты дружно шли в ногу.

И крестьяне тоже были не прочь при случае подчеркнуть полное незнание городскими жителями растительного мира. Писатель Г. Успенский записал в свое время такую притчу о неумелой «питерке» (жительнице Петербурга), оказавшейся однажды в деревне: «Пришла было однажды эта «питерка» в поле от скуки. «Дай, — говорит, — пойду попробую от нечего делать, как это деревенские бабы жнут...» Взяла серп и пошла. Вот простой деревенский мужик видит: пришла «питерка» на берег озера; на берегу пшеница растет, а у берега в траве — камыш. Пришла она и стала: поглядит на пшеницу, потом на камыш поглядит, думала- думала и стала камыш серпом жать. «Ты что это, — говорит ей «простой» мужик, — делаешь тут?» — «Жну!» — «Что жнешь-то?» — «Надо быть, хлеб!..» Засмеялся мужик, говорит: «Эх ты, дура петербургская, хлеб-то вон он, а это — камыш!» Удивилась «питерка» и говорит: «А я говорит, — думала — это хлеб; больно на вид красив!» Так рассказывают про питерских пришельцев «простые» деревенские мужики, рисуя их полную неумелость в хозяйстве...» Разумеется, есть горожане, которые не только могут отличить солому от камыша (точнее, тростника), но даже досконально изучили отдельную соломину.

Исстари бытует в народе поговорка: соломиной не подопрешь хоромины. С этим, конечно, никто не спорит: солома не зря употребляется в пословицах и поговорках как символ хрупкости. Но хрупкость эта все же относительна. Ученые установили, что опорная сила стебля у ржи во много раз больше, чем у останкинской телебашни. Проще говоря, если эту телебашню — «хоромину» — уменьшить до размера стебля ржи, то при сильном шквальном ветре она бы сломалась. Так что подпорка из соломы ее могла бы выручить. Фундамент башни, построенный по принципу корневой системы ржи, мог бы удерживать любое высотное сооружение при самых сильных землетрясениях. Оказывается, стебель злака, то есть соломина, гнется, но не ломается оттого, что укреплен в так называемых критических точках специальными узлами. Изучение строения этих узлов дало возможность проектировать надежные высотные сооружения.

В прошлом солома имела самое прямое отношение к сельскому строительству. Она шла на сооружение не только крыши, но и стен в основном хозяйственных построек. Утепляли соломой и деревянные стены жилища.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он убрал снаружи.
Чтобы в избу ветер
He проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Это стихотворение написано И. Суриковым в конце прошлого века. Хотя теперь стены изб утепляют соломой довольно редко, сама идея использования этого замечательного теплоизоляционного материала не забыта.

В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый соломит — теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы. Несколько лет назад одна английская фирма приступила к производству соломенных досок. В мелко нарезанную солому добавляют синтетическую смолу, тщательно перемешанную массу прессуют. Полученные доски имеют высокую прочность и влагонепроницаемы. К тому же они в 3 раза дешевле обычных досок.

Сеченую солому раньше добавляли в глину, из которой сбивали кирпичи-сырцы. Их не обжигали в печах, лишь хорошо просушивали на солнце. Точно так же солому добавляли в связующий раствор при строительстве саманных домов в Средней Азии.

Солому использовали при оштукатуривании стен как снаружи, так и изнутри. Знаменитые фрески в христианских храмах древние художники писали на штукатурке, в состав которой входила солома. В одной старинной книге есть краткое руководство по изготовлению подобной штукатурки: «Возьми очищенную известь, положи ее в большое корыто и, ссыпав такую солому, то есть перетертую пополам, без пыли, перемешай ее с известью заступом. Если эта смесь очень густа, то влей в нее воды столько, чтобы она стала годной к работе, и дай ей перебродить два или три дня, потом накладывай на стену».

Хотя гончары не добавляли в глину солому, но в их мастерской можно было встретить запасы рубленой соломы. Предназначалась она для чернения обожженной керамической посуды. Извлеченные из печи и еще не успевшие остыть горшки, кринки и прочую керамическую утварь сразу же зарывали в рубленую солому. Тлея, солома выделяла густой дым, жадно впитываемый пористым черепком. После чернения матовые поверхности керамических изделий приобретали бархатистый черный цвет, а участки, выглаженные еще до обжига на гончарном круге специальной гладилкой, имели интенсивный блеск.

В скульптурной мастерской солома порой находит самое неожиданное применение. В глину добавляют не саму солому, а ее отвар. Старые мастера считали, что глина, замешанная на соломенном отваре, при высыхании почти совсем не садится и не дает трещин. К тому же соломенный отвар не позволяет глине быстро высыхать, а это дает возможность в течение продолжительного времени спокойно работать, не боясь, что она потеряет пластичность.

Не обошли вниманием соломенный отвар даже медики. В средневековой медицинской энциклопедии, написанной армянским врачом Амирдовлатом Амаснаци и названной «Ненужное для неучей», есть такой рецепт: «А если сварить пшеничную солому и отваром вымыть отмороженные ноги или тело человека, в которого ударила молния, тоже поможет». Здесь же говорится и о лечебных свойствах соломы: «Если сжечь пшеничную солому, примешать к ее золе в половинном количестве соль, замешать на уксусе и приложить к сыпи на голени, то поможет».

Солома обладает не только лечебными свойствами, но и содержит достаточно большое количество питательных веществ. В крестьянских домах она была одновременно строительным материалом и надежным запасом корма, выручавшим домашний скот в годы лихолетий. Как только ближе к весне кончалось сено, лошадям и коровам скармливали соломенное утепление и даже часть крыши. Солома помогала дотянуть до первой травы.

Даже поговорка такая сложилась в старые годы: не голодна корова, коли в стрехе солома. В наши дни рачительные животноводы считают, что солома годна не только на подстилку скотине. В хороших современных хозяйствах соломенная сечка широко используется для приготовления питательного силоса.

И наконец, солома использовалась как топливо, чаще всего в безлесных районах страны. Рыбаки Ростова Великого, хотя и не испытывали недостатка в дровах, разжигали на льду озера Неро соломенные костры. Не смущало их и то, что жители других городов подтрунивали над ними. Одно из таких едких высказывании в их адрес записал в прошлом веке В.И. Даль: «Ростовцы: вислоухие лапшееды; родимое озеро соломой зажгли (вислоухие — от шапки с ушами). Солому с кровель снимали, чтобы растопить лед на озере для рыболовства». Видимо, оттого рыбаки предпочитали применять солому, даже снимая ее с крыши, что она долго тлеет под плотным слоем пепла, хорошо удерживая жар.

На Украине, где было мало леса, солома долго оставалась одним из основных видов топлива. В повести «Старосветские помещики» Н.В. Гоголь писал: «Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. Топки их все были выведены в сени, всегда почти до самого потолка наполненные соломою, которую обыкновенно употребляли в Малороссии вместо дров. Треск этой горящей соломы и освещение делают сени чрезвычайно приятными в зимний вечер...»

Как топливо солома не утратила своего значения и по сей день. В Западной Европе из соломы даже стали производить брикеты для отопления жилых домов. Топливо оказалось выгодным во многих отношениях: во-первых, кубометр соломенного брикета дает столько же тепла, сколько 30 литров дизельного топлива; во-вторых, солома не выделяет при сжигании вредных для человеческого организма газов и, наконец, намного дешевле, чем дизельное топливо, уголь и дрова.

Солома, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск, постоянно привлекала народных умельцев. Из нее плели многие необходимые в быту изделия — кубелы для хранения муки и зерна, корзины, формы для выпекания хлеба, чаши для овощей и фруктов, всевозможные циновки, а также плетежки, из которых сшивали головные уборы, сумки и другие изделия. Жилища часто украшали декоративными фигурками, сплетенными из пучков соломы. Завораживающая красота природного материала способствовала возникновению инкрустации соломкой, получившей широкое развитие в Беларуси, России и на Украине.

В начале XX века в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в XVIII веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера сумели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, — это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетеные детали орнамента, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

Геннадий Федотов
Книга "Энциклопедия ремёсел"
Плетение из сухих трав
ЭКСМО
г. Москва, 2003 г.


Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы

Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)

Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы

Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников

Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы

Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»

Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов

Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой

Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля

Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника

Ключевые теги: мастерская, ремесло, плетение, травы, плетение из сухих трав, солома, обработка соломы, художественная обработка соломы



Другие новости по теме:

Просмотров: 537   Автор: space 9-06-2022, 10:45    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей