Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы COMGUN
 









Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы
Во всех уголках мира народные умельцы использовали для своей работы солому тех зерновых культур, которые возделывались в их местности.


Например, в Японии, Вьетнаме и Китае, где рис - главнейшая зерновая культура (рис. 21 г), народные мастера прекрасно изучили свойства рисовой соломы и научились искусно ее использовать для изготовления всевозможных изделий.

В Западной Европе, где поля искони засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома (рис. 21 а). Золотистый цвет, переливчатый блеск, легкость, пластичность и достаточно высокая прочность пшеничной соломы способствовали возникновению изделий, наиболее полно раскрывающих красоту именно этого природного материала. На внешнем виде каждого изделия отражались не только особенности национальной культуры, но и свойства материала, из которого оно сделано.

В России, Беларуси и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, из муки которой и по сей день выпекается черный хлеб. Пшеница, мука которой шла на выпечку белого хлеба, по падавшего на стол в виде пирогов, булок, кренделей, баранок, занимала несравненно меньшие посевные площади. В повседневной жизни крестьянам чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой (рис. 21 б). Именно она шла в основном на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. При случае использовалась также пшеничная, ячменная (ячная) (рис. 21 в) и овсяная (рис. 21 д) солома. Но при этом обязательно учитывались особенности каждого вида соломы, недаром крестьяне сложили поговорку: гречневая солома кривая, ячная смачная, пшеничная пышная.

Ржаница, как в старину называли ржаную солому, была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько гибкой, что из нее можно было сплести очень мелкие изделия с тонкой отделкой. Форма изделия, полученная во влажном состоянии, хорошо сохраняется после высыхания соломы. Ржаная солома очень прочная и упругая. Поэтому она пригодна для плетения изделий, испытывающих значительные нагрузки, - корзин, сумок, ковриков.

В художественных изделиях большое значение имеет интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломы. По мнению мастеров, таких оттенков у соломы около сотни - от белого и желто-лимонного до буро-желтого и красно-коричневого.
Эти свойства особенно ценятся в инкрустационных работах.


Сравнительно длинный стебель ржи дает возможность выплетать прочные изделия, поскольку соломины приходится реже наращивать в процессе плетения.

Раньше, когда хлеба жали серпом или косили косой со специальным приспособлением, напоминающим грабли, стебли злаков не мялись и не ломались, а оставались такими же прямыми, какими были на корню. После обмолота хлеба цепами солому можно было смело пускать на самые тонкие поделки, поскольку она сохранялась целиком.

Нынешние мастера, работающие с соломкой, не имеют такого изобилия природного материала. Современным уборочным машинам нет дела до соломы. После того как солома пройдет через чрево комбайна, на поле останутся кучи перепутанных измятых стеблей. И годна такая соломка разве что на подстилку скоту. Умельцам приходится довольствоваться теми стеблями, которые остались случайно на обочинах полей. Но добросовестный комбайнер даже такой возможности не оставит для тех, кто хотел бы заготовить хоть немного соломы. Однако, если бы даже рожь и пшеницу жали серпом, не всякий требовательный современный мастер спешил бы заготовить такую солому. Во-первых, современные работники сельского хозяйства заинтересованы в том, чтобы рожь и другие злаковые культуры имели более короткие стволы - такие злаки более устойчивы к полеганию; во-вторых, из-за минеральных удобрений, применяемых на полях, даже хорошо распаренная солома легко ломается и не пригодна в первую очередь для плетения.

Вот потому-то требовательные мастера, живущие в сельской местности, стараются отвести хотя бы небольшой клочок земли в огороде, чтобы посеять на нем рожь или пшеницу.

Стоит ли говорить, что миниатюрному полю величиной всего в несколько квадратных метров не так уж трудно уделить внимание, хорошо удобрить навозом, печной золой, компостами и прочими естественными удобрениями. А если не полениться и протянуть через все поле специальные проволочные опоры, то выросшая на нем высокая рожь сможет выдержать если не бурю, то по крайней мере сильные шквалы порывистых ветров.

Есть и еще одна причина, заставляющая мастеров самостоятельно выращивать рожь: материал всегда под рукой, а стебли можно срезать на любой стадии развития растения, например в период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленый цвет, или в начальной стадии созревания зерна, когда ствол начинает золотиться, и, конечно же, в конце лета, когда он наливается густым янтарем.

Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы

Палитра цветовых оттенков соломки станет еще богаче, если наряду с культурными использовать и дикорастущие злаки, имеющие серебристые оттенки. На лугах, пастбищах и на опушке леса можно всегда встретить зубровку, белую полевицу, сборную ежу, бор развесистый, мятлик луговой, овсяницу, тимофеевку, костер, трясунку (рис. 22 а - к), вейник, щучку, или луговик, и другие злаковые растения. Их стебли вполне пригодны как для плетения, так и для инкрустационных работ. Они вполне могут выручить тех, кто не имеет возможности достать солому ржи или пшеницы. Даже непрошеный гость наших полей и огородов - всем известный сорняк пырей - тоже пригоден для работы.

Стебли растений жнут серпом или срезают большим ножом под самый корень. О том, как жать и вязать снопы, подробно рассказано в разделе «Соломенная кровля».

Обработка сырья

Стебель любого злакового растения, как культурного, так и дикорастущего, разделен на несколько частей так называемыми узлами. Каждая такая часть называется коленцем, или междоузлием. Самое длинное коленце находится наверху и завершается колосом или метелкой, а самое короткое и самое толстое - внизу, у корня. У ржи верхнее коленце может достигать полуметра длины. Соломина на этом участке узкая, с небольшой сбежистостью - постепенным уменьшением толщины ствола к вершине. Стенки ее очень тонкие, но достаточно прочные. Поэтому верхнее коленце - прекрасный материал для любых видов работ. Его условно можно отнести к первому сорту.

Ниже расположены второе и третье коленца. Они гораздо короче первого, стенки немного толще, но в основном их используют так же, как и соломку первого сорта.

Самые толстые коленца, расположенные ближе к корню, обычно в несколько раз короче верхних и средних. Они имеют жесткие стенки, поэтому чаще всего используются в плетении для изготовления каркасных стоек, а также в тех изделиях, где необходимы детали из трубочек, например при изготовлении подвесных украшений, пищиков для жалейки и бирюлек.

Высушенную под навесом солому делят на две части. Одну часть хранят на чердаке или в сухом помещении, связав в снопы. Другую часть предварительно обрабатывают. У каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины. Чтобы часть соломин приобрела равномерную и насыщенную золотистую окраску, их выдерживают примерно два-три дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Окрасить же или, наоборот, отбелить соломку другими способами можно в любое время года, причем непосредственно перед плетением. Рассортированные соломины хранят в пучках или же в отдельных коробках.

Отбеливание соломы

Заготовленную и рассортированную солому отбеливают в двух случаях: когда хотят получить материал, имеющий серебристый оттенок, и когда желают добиться более яркого и чистого цвета при окрашивании, например анилиновыми (то есть синтетическими) красителями.

При отбеливании на руки одевают резиновые перчатки и стараются работать очень аккуратно, чтобы отбеливающий раствор не попал в глаза. Отбеливают солому раствором перекиси водорода. Соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды и прижимают деревянной решеткой, а сверху еще и достаточно тяжелым гнетом. Затем солому заливают горячим 5 - 10% -ным раствором перекиси водорода и выдерживают в нем около 6 часов. Отбеленную солому несколько раз промывают чистой водой, чтобы удалить мельчайшие частицы отбеливателя, оставшегося на поверхности.

Окрашивание соломы

Отбеленную солому при желании можно окрасить в любой цвет анилиновыми пли же растительными красителями. С помощью растительных красителей соломка окрашивается в зеленый, бурый, коричневый, красный и близкие к ним тона, отличающиеся различной степенью насыщенности. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью. Солома, окрашенная анилиновыми красками, имеет яркий, насыщенный цвет, который как бы усиливает переливчатый блеск природного материала. Но следует помнить, что в отличие от растительных анилиновые красители быстро выгорают на свету, особенно на солнце. Поэтому окрашенные ими изделия не следует ставить надолго у окна или же держать на открытом воздухе.

Способы окрашивания анилиновыми красителями указаны на упаковке, в которой они продаются. А о том, как приготовить растительные красители, а также использовать юс, рассказано в разделе «Палитра разнотравья».

После любого окрашивания солому тщательно промывают в холодной воде, а затем подсушивают.

Размягчение соломы

Распаренная солома (особенно верхние ее коленца) имеет достаточно высокую пластичность, но ее все же можно повысить, если перед началом плетения погрузить солому на 2-3 часа в 2%-ный раствор нашатырного спирта.

Размягченную солому тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажный холст или же укладывают в полиэтиленовый пакет. Это необходимо для того, чтобы солома не высыхала в течение нескольких часов, а следовательно, и не теряла свою пластичность, необходимую гибкость, Если замоченную солому не удалось использовать за время работы полностью, то оставлять ее влажной до следующего утра не следует. Она может покрыться плесенью и почернеть. Лучше поступить гак: оставшуюся солому разложить на газете и дать ей высохнуть, а утром замочить заново, залив ее горячей водой. Но при этом следует иметь в виду, что после повторного замачивания солома становится более хрупкой.

Плетение

Основой большинства плетеных изделий из соломки, будь то сумка, корзинка, коврик, головной убор, служат плетежки, или плетешки. Слова «плетежок» не найдешь в современном словаре русского языка, но оно, как и прежде, продолжает жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломкой. «Плетежок - тонкая плетеница, плетенка, в значении снурка, витушки, косички, плетеной тесьмы». Так толкует слово «плетежок» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль.

По числу соломин, из которых они плетутся, плетежки разделяются на двухконцевые (двойки), трехконцевые (тройки), четырехконцевые (четверки) и т. д. Самый широкий плетежок имеет одиннадцать концов. Он идет на изготовление самых крупных изделий из соломки, поэтому его еще называют «чемоданным».

Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломки, сначала обязательно потренируйтесь выплетать самые ходовые виды плетежков из разноцветных бумажных полосок.

Чтобы удобно было следить за процессом плетения плетежков, полоски на рисунках специально окрашены в разные цвета. Лишь после того, как удастся полностью разобраться в закономерности плетения бумажных плетежков, приступают непосредственно к работе с соломкой.

Плетежок-двухконцовка


Плетежок-двойка, или двухконцовка, заплетается из одной соломины, а в данном случае, то есть при тренировочном плетении, из одной бумажной полоски (рис. 23). Полоску сгибают под углом 45 градусов, в результате концы ее оказываются под прямым углом друг к другу. Причем линию сгиба предусмотрительно смещают к одному из концов, чтобы они были разной длины. Тогда наращивать каждый конец можно будет не одновременно, а значит, прочность плетежка в местах стыков будет больше. Эти же условия необходимо соблюдать при плетении плетежков, имеющих и другое число концов. На следующем этапе левый конец полоски сгибают под прямым углом. Затем конец полоски, расположенной справа, также сгибают под прямым углом. Другой конец, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз. И теперь уже другой конец полоски сгибают под прямым углом слева направо. Так поступают до тех пор, пока не будет получен плетежок требуемой длины. Наращивание новых плетежков осуществляют простым накладыванием их на кончающиеся плетежки. Закончив плетение, плетево растягивают, как гармошку, и получают плетежок в виде ячеистой узкой спирали (рис. 23 а). Такие плетежки используют для отделки готовых соломенных изделий - шкатулок и соломенной скульптуры.

Плетежок-трехконцовка

Плоские плетежки, выплетаемые из трех и более соломенных полосок, используются в основном для сшивания сумок, шляп, абажуров и многих других подобных изделий.

При плетении трехконцовки мастер попеременно перехлестывает расположенными по краям полосками среднюю полоску. В процессе плетения роль каждой полоски (соломинки) меняется, поскольку она периодически оказывается то в середине, то справа, то слева. Для плетения трехконцовки используют две соломины, а для тренировочных упражнений - две разноцветные бумажные полоски, например - белую и зеленую (рис. 23 б). Белую полоску располагают горизонтально, а зеленую - под углом 45 градусов к ней. Затем концы зеленой полоски сгибают под прямым углом друг к другу. Белую полоску сгибают, в свою очередь, под прямым углом к зеленой, расположенной вправо от нее. На следующем этапе зеленую полоску, расположенную справа, сгибают по линии, идущей под углом 45 градусов. Затем наступает очередь зеленой полоски, расположенной справа. Ее сгибают также под углом 45 градусов и перехлестывают находящимся в середине другим концом зеленой полоски. Начиная с этого этапа, все операции плетения косички повторяются в том же порядке. Как только одна из трех полосок кончится, ее тут же наращивают, подсунув под ее конец новую полоску.

При плетении всех видов плоских плетежков обязательно соблюдают общее правило: плетут не на себя, как при витье веревок, а от себя (рис. 23 г).

Соломины перебирают большими и указательными пальцами, помогая иногда средними. В процессе плетения готовый плетежок постепенно спускается вниз на колени, где его сматывают в клубок.

Плетежок-четырехконцовка

От предыдущего этот плетежок отличается шириной и более сложным рисунком плетева с цепочкой квадратиков или ромбиков посередине (рис. 23 в). Его заплетают так же, как и трехконцовку, но в плетении участвуют все четыре свободных конца. Полоски располагают под углом 60 градусов друг к другу. Белую полоску огибают вокруг зеленой. Затем один конец зеленой полоски сгибают влево, а другой - вправо и просовывают под соседнюю белую полоску. Вслед за этим белую полоску, расположенную справа, сгибают влево, а белую полоску, расположенную слева, сгибают вправо и подсовывают под зеленую. На этом первый этап плетения заканчивается. Далее повторяют все те же операции в той же последовательности.

Зубчатый плетежок-четырехконцовка («елочка»)


Он отличается от простой четырехконцовки не только особой декоративностью, но и более высокой прочностью.

Начинают плести «елочку» (рис. 24 а) так же, как и простую четырехконцовку. И только па пятой стадии плетения возникает различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Зеленую полоску просовывают в плетево, огибают вокруг находящейся слева зеленой полоски и выводят поверх белой. В свою очередь, зеленую полоску, расположенную слева, просовывают в плетево и выводят справа. В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего, выведенную справа зеленую ленту огибают вокруг белой. А чтобы окончательно сформировался третий зубчик, белую полоску, расположенную справа, перегибают влево и пропускают внутри плетева. Все дальнейшие операции по формированию зубчиков ничем не отличаются от тех, которые были рассмотрены. Несмотря на кажущуюся сложность, зубчатая четырехконцовка плетется довольно просто, даже проще обычной четырехконцовки. Но для этого необходимо внимательно изучить приемы плетения, затем повторить их несколько раз, пока не выработается определенный автоматизм движений пальцев.

Плетежок-пятиконцовка

Этот плетежок будет несколько шире четырехконцовки. От простой четырехконцовки он отличается тем, что вместо одной цепочки из ромбиков в середине расположены две такие цепочки, усложняющие рисунок плетева.

Заплетают пятиконцовку, взяв в руки три соломины, а для учебных упражнений три бумажные полоски - серую, белую и зеленую. Серую и зеленую полоски огибают одновременно вокруг белой с таким расчетом, чтобы между их концами получился прямой угол (рис. 24 б). Белую полоску сгибают влево и подсовывают под соседнюю серую полоску. Затем сгибают серую полоску с правой стороны, располагая ее над зеленой полоской, и подсовывают под белую. Зеленую полоску, находящуюся справа, переплетают с белой и серой. В итоге с одной стороны плетева будет расположено две полоски, а с другой - три. Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Плетение пятиконцовки можно начинать несколько иначе. На первом этапе, так же как и при заплетании четырехконцовки, используют всего две полоски - зеленую и белую. Их располагают под углом друг к другу, а затем переплетают, как при плетении четырехконцовки. На следующей стадии в плетево вставляется пятая (тоже серая) полоска. В остальном процесс плетения ничем не отличается от того, который был рассмотрен в первом варианте, то есть поочередно сгибают крайние полоски и переплетают их с другими, находящимися в плетеве.

Плетежок-шестиконцовка

Шестиконцовка используется для сшивания всевозможных сумок, циновок, ширм и т. д.


Заплетать любой плетежок, а тем более широкий, сложно. Особенно трудно заплетать широкие многоконцевые плетежки. Ничем не связанные друг с другом соломины рассыпаются, выскальзывают из рук. Для облегчения работы удобно пользоваться специальной булавкой, которую сгибают из стальной проволоки. Бумажные полоски, а в дальнейшем и соломины зажимают булавкой под определенным углом (рис. 25 а) и перегибают в месте ее закрепления (рис. 25 б). Затем начинают переплетать полоски, не беспокоясь о том, что они рассыпятся. Находящуюся в середине серую полоску переплетают с белой и зеленой (рис. 25 в). С ними же переплетают также находящуюся справа серую полоску (рис. 25 г), затем крайнюю слева зеленую полоску - с белой и двумя серыми (рис. 25 д). В этой же последовательности продолжают плести дальше. Когда все полоски будут переплетены неоднократно и плетение пойдет своим чередом, булавку можно вынуть из плетева, не боясь, что оно разрушится (рис. 25 е).

Шестиконцовка, как и все другие плоские плетежки, при высыхании перекручивается но винтовой линии.

Причем замечено, что плетежки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются значительно сильнее тех, которые сплетены из нечетного числа соломин.

Независимо от степени закручиваемости все плетежки увлажняют еще раз и разглаживают горячим утюгом, а затем свертывают в рулончики и перевязывают в нескольких местах бечевкой. Рулончики хранят в сухом помещении.

Сшивание плетежков

Различные изделия сшивают из плетежков вручную иглой или же на швейной машинке. Наиболее распространены два способа сшивания - встык и уступом. При сшивании встык иголкой поочередно зацепляют края двух плетежков и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетежки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Такой прием сшивания используется для изготовления циновок и ширм. Изготавливая, например, циновку прямоугольной формы, каждый плетежок сгибают у края под углом 45 градусов 2 раза (рис. 25 ж, з). При этом образуется треугольный выступ (рис. 25 и). Таким же способом их изгибают и на другом краю циновки. В итоге две стороны циновки будут иметь зубчатые края (рис. 25 к). Но в случае необходимости их можно замаскировать, пришив сверху плетежок с ровными краями. Та сторона циновки, где остаются заметными стежки, будет считаться изнаночной, а противоположная ей - лицевой.

На лицевой стороне циновки можно нарисовать карандашом узор и пришить вдоль его контуров различные плетежки.


Способ сшивания уступом применяется при изготовлении разных головных уборов, сумок, абажуров и т.п. (рис. 26). Изделия, сшитые этим способом, отличаются высокой прочностью. Каждый новый плетежок накладывается на предыдущий, перекрывая его примерно на одну треть, затем они сшиваются. Перед сшиванием плетежки обязательно слегка увлажняют. Шляпы типа «сомбреро», жокейские и детские шапочки, солнцезащитные козырьки сшивают по спирали. Шляпа состоит из донышка, тульи и полей. Сшивать ее начинают с донышка - вначале иглой, а затем на швейной машине. Можно, разумеется, и всю работу выполнить только одной иглой. Сразу получить плоскую спираль довольно трудно, в середине донышка образуется небольшой конус. Постепенно плетежки сшивают виток за витком. Как только донышко будет готово, края плетежков сгибают вдоль и переходят к сшиванию тульи, имеющей поверхность, близкую к цилиндрической. Закончив с тульей, края плетежков снова сгибают вдоль под прямым углом, только уже в противоположную сторону, и приступают к сшиванию полей. Чтобы края шляпы меньше изнашивались и не ломались, их обшивают узкой матерчатой лентой.

Готовую шляпу увлажняют и гладят утюгом - поля на гладильной доске, а тулью с донышком на деревянной болванке. Конический выступ, торчащий над донышком, выворачивают так, чтобы он оказался внутри тульи.

Шапочка с отворотами и козырьком сшивается так же, как и тулья шляпы. В тулье делают вырез, обшивают матерчатой лентой, отворачивают края и пришивают козырек.

Из соломенных плетежков, кроме головных уборов, можно сшить легкие и прочные сумки, всевозможные лоточки для мелочей, декоративные фигурки и абажуры. Из простых плетежков нетрудно сплести прямоугольник, а затем, сложив его конвертиком, получить оригинальный кармашек для деревянных ложек и другой кухонной утвари.

Геннадий Федотов
Книга "Энциклопедия ремёсел"
Плетение из сухих трав
ЭКСМО
г. Москва, 2003 г.


Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы

Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)

Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы

Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников

Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы

Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»

Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов

Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой

Ключевые теги: мастерская, ремесло, плетение, травы, плетение из сухих трав, солома, обработка сырья, отбеливание соломы, окрашивание соломы, размягчение соломы, плетежок-двухконцовка, плетежок-трехконцовка, плетежок-четырехконцовка, елочка, плетежок-пятиконцовка



Другие новости по теме:

Просмотров: 550   Автор: space 10-08-2022, 09:54    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей