COMGUN
 









Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников
Плетение отделочных плетежков


Рис. 27

Отделочные плетежки используются для отделки сшитых из соломенных полосок изделий, а также деревянных и картонных шкатулок, цилиндрических коробок и многого другого. Отделочные плетежки бывают двух видов — плоский (рис. 27, I) и винтовой (рис. 27, II). Тот и другой плетут как минимум из четырех соломин.

Для тренировочных упражнений можно использовать электропровода, которые имеют разноцветную полихлорвиниловую изоляцию.

Разместив зеленый шнур слева, два серых в середине, а белый справа, крепко связывают их концы тонкой проволокой (рис. 27 а). Два средних шнура будут служить как бы основой, постоянно оставаясь рядом, а два других, находящихся по краям, будут оплетать их. Начинать плести можно с любого шнура, например с белого. Под серые шнуры заводят сначала белый (рис. 27 б), а затем зеленый (рис. 27 в). Белый шнур, в свою очередь, укладывают поверх серых и притягивают сверху зеленым шпуром (рис. 27 г), загибая в противоположную сторону (рис. 27 д) поверх серых. Уже на другой стороне его снова притягивают зеленым (рис. 27 е). В этой же последовательности ведется и все остальное плетение (рис. 27 ж, з). Ширина плоского отделочного плетежка зависит от числа шнуров, расположенных посередине. Так, вместо двух можно взять три, четыре и даже пять шнуров.

Если при плетении плоского отделочного плетежка функции участвующих в плетении левого и правого шнуров отличаются друг от друга, то у винтового они абсолютно одинаковые. Четыре шнура связывают вместе и начинают плетение (рис. 27 и). Расположенный справа белый шнур просовывают между зеленым и двумя серыми, находящимися в середине (рис. 27 к). В свою очередь, зеленым огибают конец белого, выводят его поверх серых и просовывают в петлю, образованную справа зеленым шнуром (рис. 27 л). Образовавшийся узел затягивают как можно крепче и продолжают плетение. На этом этапе белый и зеленый шнуры меняются ролями: теперь уже зеленый шнур просовывают между белым и серыми, а белым огибают конец зеленого и просовывают в петлю, образованную справа зеленым шнуром (рис. 27 м). Полученным узел также затягивается как можно крепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетежок будет равномерно закручиваться по винтовой линии против часовой стрелки. Если бы плести начали не с правого (белого), а с левого (зеленого) шнура, плетежок стал бы закручиваться по часовой стрелке.

Как уже говорилось, длина шнуров, находящихся в середине и служащих основой, всегда остается постоянной, в то время как боковые шнуры будут периодически уплетаться. Кончающийся боковой шнур наращивают, вставляя в очередную петлю конец нового шнура (рис. 27 н). Петлю затягивают как можно сильнее и продолжают плести в обычном порядке. Чтобы соединение было более прочным, необходимо некоторое время вместе с новым переплетать старый конец (оставшийся копчик обрезают ножницами). Если винтовой плетежок плетут из целых соломин, то при наращивании в раструб старой соломины вставляют более тонкий конец повой и затягивают место соединения узлом
(рис. 27 о).

Для винтовых и плоских плетежков желательно использовать длинные соломины, заготовленные из верхней части стебля. На тонкое плетение должны идти узкие полоски из расщепленных соломин, заготовленных из средней части ствола.

Соломины, расположенные в средней части плетежка, могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны иметь очень высокую пластичность. Поэтому непосредственно перед плетением их размачивают или распаривают особенно тщательно. Пригодными для работы считаются такие соломины, которые можно легко завязать в узел. Из партии замоченных соломин берут одну или две и завязывают их простым узлом. Затянув узел как можно крепче, внимательно осматривают его. Если узел получился округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то приготовленный материал вполне пригоден для плетения.

Плетение квадратов и многоугольников

Квадраты и многоугольники, сплетенные из соломки, используются народными мастерами чаще всего для отделки всевозможных шкатулок и коробочек. В то же время из них можно изготовить оригинальные елочные украшения.

Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников

Рис. 28

Принцип плетения всех фигур одинаковый, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой фигуры - квадрата. Начинают плетение с изготовления каркаса (рис. 28 а). Две соломины располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают полоску из соломы. Затем, приступая к формированию квадрата, полоской последовательно обвивают стойки крестовины (рис. 28 б - и), получив в итоге первую спираль квадрата (рис. 28 к). В той же последовательности продолжают огибать стойки крестовины, получая второй, третий и все остальные витки. Так поступают до тех нор, пока не будет получен квадрат заданной величины.

По мере того как очередная соломина или полоска из нее будет заканчиваться, ее наращивают новой. Новую соломину вставляют вершиной (тонкой частью) в комелек кончившейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (рис. 28 л). Новую полоску подкладывают под конец старой и делают виток вокруг стойки. При этом конец старой соломины прочно зажимается, а торчащий из плетева рис. 28 конец через некоторое время обрезается ножницами. Конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (рис. 28 м).

Нетрудно понять, что форма каждого многоугольника определяется крестовиной. Чтобы сплести шестиугольник, крестовину делают из трех пересекающихся соломин (рис. 28 н). Крестовина для восьмиугольника делается из четырех пересекающихся стоек (рис. 28 о). Поскольку крестовина полностью закрывается оплетающей ее соломкой, ее можно делать из мягкой проволоки или же из узких полосок листового металла. Именно такую крестовину удобно применять в тех случаях, когда квадраты и многоугольники необходимо закреплять на стенках коробок и шкатулок. Специально оставленные концы проволоки загибают на углах квадрата или многоугольника и вставляют в заранее просверленные отверстия в картоне или дереве. Продетую в отверстия проволоку загибают с внутренней стороны.

Квадрат, а также любая другая геометрическая фигура, сплетенная из соломы, приобретает особую выразительность, если для плетения используют солому двух тонов.

Ряды соломы более темного цвета, расположенные в определенном порядке, подчеркивают естественную красоту природного материала, создают особый ритм.

Многоугольники для изготовления елочных игрушек плетут так же, как и для других целей. Но при этом крестовины изготовляют из длинных соломин. Одни из них сгибают дугой, получая декоративный цветок с округлыми лепестками, у других связывают попарно концы, получая звездочку.

Оплетая соломкой связанные вместе три стойки, изготавливают треугольники, которые могут служить основой самых разнообразных игрушек.

Если немного пофантазировать, то из соломки можно сделать множество ярких и выразительных елочных игрушек. Один из недостатков соломки заключается в том, что она боится огня. Но этот недостаток можно устранить, если игрушки опустить на несколько минут в 10%-ный раствор борной кислоты, буры или силикатного клея.

Геннадий Федотов
Книга "Энциклопедия ремёсел"
Плетение из сухих трав
ЭКСМО
г. Москва, 2003 г.


Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы

Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)

Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы

Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы

Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы

Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»

Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов

Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой

Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля

Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника

Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника

Ключевые теги: мастерская, ремесло, плетение, травы, плетение из сухих трав, солома, плетение отделочных плетежков, плетение квадратов, плетение многоугольников



Другие новости по теме:

Просмотров: 376   Автор: space 12-10-2022, 09:48    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей