COMGUN
 









Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация
Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация

Коробочки. Дерево, кость, металл. Современна работа

Мастичную инкрустацию охотно применяли в XVII веке мастера Оружейной палаты Московского Кремля, сочетая мастику с перламутром и слоновой костью. Прочность слоновой кости позволяла вырезать очень сложные вставки, изображавшие оленей, львов, грифонов и даже целые сказочные сценки. Мягкая и податливая мастика легко и надежно заполняла мельчайшие прорези в костяной пластинке. Обычно более темная, чем древесина ружейных прикладов, мастика контрастно выделяла светлые элементы вставок. Крупные костяные вставки сочетали с мелкими, выточенными из хрупкого перламутра силуэтами, напоминающими колокольчики, ромашки, васильки.

Переливчатое перламутровое разнотравье служило нарядным фоном для сказочных сценок из слоновой кости. Мастера Оружейной палаты создали свой неповторимый, так называемый московский стиль инкрустации, отличающийся неповторимым своеобразием.

Современные мастера все чаше применяют цветные мастики. Окрашенные в разные цвета, они не только закрепляют вставки из твердых материалов, но и сами играют роль вставок. Высохшая мастика легко шлифуется и полируется, приобретая интенсивный стеклянный блеск.

Инкрустировать поверхность деревянного предмета можно только после того, как будет составлен эскиз в натуральную величину. На эскизе нужно найти точные контуры каждой вставки, каждого гнезда, учесть естественные цвета и тона вставок. Здесь же, на эскизе, нужно определить цвет мастики. На одном изделии можно применять мастики разных цветов.


Последовательность выполнения инкрустации: 1 - выполнение одинаковых вставок лобзиком, 2 - наклеивание вставок в гнездо, 3 - нанесение мастики, 4 - законченная инкрустация

Инкрустатор должен уметь обрабатывать самые различные материалы, так как вставки приходится делать из кости, пласт¬массы. перламутра, линолеума, стекла, металла и других материалов. имеющих различные физико-механические свойства.

По готовому эскизу начинайте изготавливать вставки. Металлические вырежьте из тонкого листа. Одну сторону листа сделайте шероховатой, используя корцовочную металлическую щетку или крупнозернистую наждачную бумагу. Для гнутых металлических вставок лист разрежьте на узкие полоски. Ширина полоски должна соответствовать глубине гнезда, вырезанного в деревянном изделии. Плоскогубцами и круглогубцами выгните из полосок элементы орнамента. Вставки из пластмассовых полосок нужно выгибать в воде, подогретой почти до температуры кипения. Мелкие вставки можно выгибать над пламенем свечи. Если необходимо изготовить несколько плоских одинаковых вставок, пластинки зажмите все вместе струбциной и выпилите лобзиком.

Наложите эскиз на поверхность инкрустируемого изделия и с помощью копировальной бумаги нанесите на нее контуры гнезд. Затем по-намеченным контурам вырежьте гнезда. Глубина каждого гнезда будет зависеть от величины украшаемого изделия и толщины заготовленных вставок - обычно от 2 до 4 мм. Гнезда мастичной инкрустации в ряде случаев не только повторяют контуры вставок, но и образуют самостоятельный рисунок. Дно гнезда должно быть ровным, но не гладким. Шилом или шабером сделайте его шероховатым.

Все вставки, кроме деревянных, перед накаливанием нужно обезжирить. Металлические обезжиривают в слабом растворе соляной кислоты, костяные - водным раствором перекиси водорода (гидроперитом), вставки из других материалов - спиртом, ацетоном или раствором питьевой соды.

Вклейте вставки в гнезда по эскизу. Клей берите с учетом материала вставок: пластмассовые, перламутровые и металлические приклеивайте клеем БФ-2, вставки из дерева и линолеума - столярным или латексным. Вклеив вставки в гнезда, наложите сверху несколько листов газеты и деревянный щит с грузом. Как только клей высохнет, приготовьте мастику и приступайте к заполнению оставшихся выемок в гнездах.

Мастика состоит из клея, наполнителя, пигмента и пластификатора.

Клей может быть глютиновым, казеиновым или полимерным. Глютиновый клей (мездровый, костный и рыбий) поступает в продажу в виде плиток или гранул, казеиновый клей - в виде порошка. Полимерный клей иначе называют эпоксидной смолой или эпоксидным клеем.

Наполнителями могут служить печная сажа, глина, мел, цемент, толченый кирпич. По желанию мастику можно окрасить в любой цвет пигментами - сухими порошковыми красителями. Можно использовать и готовые краски - масляные, гуашевые, темперные и другие.

Печная сажа одновременно служит наполнителем и пигментом. Ее широко применяли мастера Средней Азии. Полученная из нее мастика глубокого черного цвета прекрасно сочетается с темно-коричневой древесиной южных деревьев, подчеркивая красоту вставок из перламутра и верблюжьей кости. При желании черный цвет можно сделать более мягким, добавив в мастику мел, гашеную известь или зубной порошок. Кусковой мел тщательно растолките в ступке и просейте через ситечко. Зубной порошок хорош тем, что его без предварительной подготовки можно пустить в дело.

Добавив в белую мастику красную краску, легко получить розовый цвет, добавив синюю, - голубой и т. д.

Для приготовления коричневой, палевой, серой и оливковой мастики можно применять обычную глину. Хорошо просохшие комки глины растолките в ступке и просейте. Этим же способом можно получить красно-оранжевый порошок из красного кирпича.


Инкрустирование геометрическими вставками: 1 - вклеивание вставок в гнезда; 2 - изготовление вставок из паяных и клееных блоков; 3 - инкрустация геометрическими вставками в полосе; 4 - инкрустация геометрическими вставками в круге; 5 - инкрустация геометрическими вставками, выгнутыми из металла или пластмассы

В старину кирпичный порошок получали так: кирпичи хорошо просушивали на русской печке или летом на солнце, затем раскалывали пополам и терли одну половинку о другую. На подложенной снизу бумаге или тряпице довольно быстро вырастал холмик из мельчайшей кирпичной пыли, которую не нужно было даже просеивать.

Последняя составная часть мастики пластификатор. Он делает мастичную массу более пластичной и предупреждает растрескивание при высыхании. В глютиновой и казеиновой мастике роль пластификатора выполняет глицерин, а к эпоксидному клею пластификатор продают в комплекте с самим клеем.

Рассмотрим способы приготовления различных мастик.

Глютиновая мастика. Разбейте молотком плитку костного, мездрового, рыбьего клея на мелкие кусочки и залейте холодной кипяченой водой. На одну часть размельченного клея нужно взять две части воды. Клей нужно замочить в течение 6 - 12 часов, а потом распускать в клееварке. Простейшая клееварка показана на рисунке - ее можно смастерить из двух консервных банок разной величины. В маленькую банку положите разбухший клей, а в большую налейте воды. Поставьте клееварку на огонь. Клей распустится через несколько минут после закипания воды в большой банке. Добавьте в клей остальные компоненты: наполнитель, пигмент глицерин. Глицерина нужно добавить примерно 1/20 часть к общей массе мастики. Все остальные части нужно длительно и тщательно перемешивать до тех пор пока мастика не приобретет консистенцию мягкой замазки. Если мастика будет плохо перемешана, то на поверхности инкрустации впоследствии неизбежно появятся всевозможные дефекты.

Казеиновая мастика. Казеиновая мастика прочна и водостойка, но ее не следует применять для инкрустации изделий из древесины, содержащей много дубильных веществ (например, дуба, ели), так как от казеина темнеют прилегающие к мастике участки древесины. Обычно способ разведения казеинового порошка бывает указан на упаковке. Одну часть казеинового порошка разведите в двух частях воды. Порошок медленно всыпайте в воду, беспрерывно помешивая. Потом размешивайте примерно полчаса до образования клеящей массы, в которую добавьте наполнитель, пигмент и глицерин. В отличие от глютиновой мастики казеиновую можно окрашивать и масляными красками.


1 - устройство клееварки; 2 - инкрустирование мастикой: а - вырезание гнезд и нанесение мастики, б - отшлифованная инкрустация; 3 - шлифовальный брусок; 4 - последовательность инкрустирования ажурными вставками: а - вырезанная вставка, б - гнездо, вырезанное по внешним контурам вставки, в - вкладывание вставки в гнездо и заполнение его мастикой

Эпоксидная мастика. Затвердение эпоксидного клея не связано с удалением влаги, поэтому он не трескается и не дает усадки. Эпоксидную смолу можно применять без наполнителя, а окрашивается она обычной масляной краской. Так что достаточно приготовить эпоксидный клей по инструкции на упаковке, добавить в него пигмент — и мастика готова. Но она не безвредна для здоровья, поэтому соблюдайте правила безопасности, указанные в инструкции.

Эпоксидная смола заливается в гнезда, а глютиновая и казеиновая наносят ся деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Вначале промажьте мастикой все мельчайшие углубления, а затем заполните гнезда доверху. Мастику нужно постоянно уплотнять, чтобы в ней не образовывались пустоты.

Продолжительность сушки зависит от величины и глубины гнезд, заполненных мастикой, и от ее состава, поэтому точное время сушки указать довольно трудно. Однако имейте в виду, что глютиновую и казеиновую мастики нужно сушить не менее суток при комнатной температуре, а эпоксидную - не менее 18 часов. Не сушите набор около отопительных приборов или на солнце. При быстром и неравномерном высыхании в мастике могут образоваться многочисленные трещины

После сушки выровняйте поверхности набора мелким напильником Время от времени смотрите на изделие против света - так будут заметнее мельчайшие неровности. Обрабатывайте поверхность до тех пор, пока они не исчезнут. Но могут обнаружиться дефекты, которые нельзя удалить стачиванием. Это раковины, воздушные мешочки, трещины, образовавшиеся из-за плохого перемешивания мастики. Трещины и раковины нужно зашпаклевать мастикой того же цвета, а с пузырьками воздуха уже ничего не сделаешь.

Когда шпаклевка высохнет, шлифуйте набор наждачной бумагой. Здесь нужно помнить, что вставки из разных материалов имеют различную твердость и, следовательно, будут по-разному стачиваться. Если шлифовать поверхность наждачной бумагой без специального приспособления, она неминуемо получится бугристой. Наждачную бумагу нужно наклеить на брусок или обернуть вокруг него. Наиболее удобен разъемный брусок из двух деталей, изображенный на рисунке. Шлифуйте набор мелкозернистой бумагой до полного исчезновения мельчайших царапин и появления блеска.

Глютиновая и казеиновая мастики имеют твердость камня, но в отличие от эпоксидной смолы невлагостойки. Влагостойкими их можно сделать только после специальной обработки - дубления. В стеклянной банке приготовьте насыщенный раствор квасцов, например хромовых, применяемых в фотографии и кожевенном производстве. Смочите в растворе чистую тряпку и расстелите ее на поверхности инкрустации. Через 5 - 10 минут снимите тряпку и хорошо просушите набор. Теперь можно быть уверенным, что при попадании жидкостей на инкрустацию мастика не будет краситься и пачкать изделие.

В заключение набор нужно отшлифовать пемзовым порошком или шлифовальной пастой. Чтобы приготовить пасту, в жестяной банке расплавьте одну часть воска или парафина и добавьте одну часть толченой и просеянной пемзы. Тщательно размешав, разлейте состав в спичечные коробки Пасту или порошок нанесите на кусочек замши, наклеенной на деревянный брусок, и шлифуйте. Вместо замши можно взять сукно.

Если вы хотите придать инкрустации стеклянный блеск, ее нужно вылощить сухим хвощом, мочалом или морской травой, а также тонкими стружками древесины лиственных пород.


Г. Федотов
Книга "Дарите людям красоту"
г. Москва «Просвещение» 1985 г.


Художественная обработка дерева. Часть 1. Трехгранно-выемчатая резьба

Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба

Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба

Художественная обработка дерева. Часть 4. Ислими

Художественная обработка дерева. Часть 5. Врезная инкрустация

Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри

Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение

Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография

Художественная обработка дерева. Часть 10. Обработка капа

Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура

Художественная обработка дерева. Часть 12. Торцовая мозаика

Художественная обработка дерева. Часть 13 Древесная филигрань

Художественная обработка дерева. Часть 14. Изделия из щепы

Художественная обработка дерева. Часть 15. Обработка бересты

Ключевые теги: мастерская, дарите людям красоту, дерево, обработка дерева, резьба, художественная обработка дерева, инкрустация, мастичная инкрустация



Другие новости по теме:

Просмотров: 514   Автор: space 20-10-2022, 10:04    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей