COMGUN
 









Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри
Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри

Столешница. Фрагмент. XIX в.

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит небольшой столик, очень простой по форме, но посетители все же задерживаются около столика и подолгу рассматривают тонкий сложный рисунок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпеливый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ. Художник с честью с ним справился, показав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое. Существует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники маркетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.

Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — однослойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм.

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Вполне подходит для маркетри и древесина обыкновенной березы. Плотную розовато- коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протравливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет богатую цветовую гамму — от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого. У акации светло-желтая древесина с оливковым оттенком. Текстура свилеватая, с характерным переливчатым блеском. Разнообразную окраску имеет древесина можжевельника — от желтого до розовато-коричневого. Особую декоративность придают ей волнистые и годичные слои. Древесина ольхи не имеет ярко выраженного текстурного рисунка, но мозаичистов привлекает ее красивый красно-коричневый цвет. Она вполне может заменить некоторые породы красного дерева. В мозаичных наборах широко применяется белая однородная древесина осины и липы. Разумеется, белизна эта относительна. Если внимательно присмотреться и сравнить древесину этих деревьев, то нетрудно заметить, что каждое из них имеет свой едва уловимый цветовой оттенок. Так, у осины он слегка голубоватый или зеленоватый, а у липы — золотисто-желтый.

Кроме здоровой древесины с естественной окраской и текстурой, в маркетри применяют древесину со всевозможными пороками, например такими, как ложное ядро, внутренняя заболонь, синева, и другими. Придавая обычной древесине особую декоративную выразительность, они в то же время не снижают ее прочности. Такой порок, как ложное ядро, чаще всего встречается в древесине ольхи, березы, клена, бука. Он представляет собой темную окраску во внутренней части ствола, имеющую самые разнообразные оттенки. Внутренняя заболонь довольно часто возникает в древесине дуба, ясеня и некоторых других лиственных пород. Чередование темных и светлых полос на продольных разрезах — один из отчетливых признаков древесины с внутренней заболонью. Сильно изменяет обычную окраску древесины так называемая синева — порок, вызванный некоторыми древесными грибками. Пораженная древесина имеет сине-зеленый, сине-фиолетовый, сиреневый и голубой цвета. Некоторые грибки окрашивают древесину различных деревьев в коричневый, красный, желтый и оранжевый цвета.

В маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.

Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сначала хорошо вымачивают в слабом растворе медного купороса (15 г на 1 л воды), потом высушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазинах фототоваров. На 1 л воды нужно взять 90 г соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину протравливают раствором хлористого железа. Для получения темно-коричневого цвета применяют раствор медного купороса, для получения черного и серого цветов — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентрацию растворов можно менять, добиваясь нужной тональности.

Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки. Древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Можно сделать отвары из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее нарезанных одинаковых элементов. Этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого способа.

На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяющихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных пород с различной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или пенала.


Первый способ выполнения набора

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычертите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины будут использованы в наборе, и подберите шпон. Чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его элементы на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.

Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого элемента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом. По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком. Форма резака показана на рисунке. Резак должен быть изготовлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье об объемной резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон подавайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подложите доску из мягкой породы дерева.

Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соединенных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столярным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.

Когда набор будет выполнен, его надо наклеить на основу. Основой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдержите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.

Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор масляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работы по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона. Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверхность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в течение суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух частей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в расплавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте до образования однородной массы. Вощат набор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

Теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку, и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркальный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном. Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фрагмента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета.


Второй способ выполнения набора: 1 - вырезание лепестков в фоне; 2 - вырезание лепестков из шпона, подложенного под фон; 3 - вставка вырезанных лепестков в соответствующие гнезда фона и закрепление их с обратной стороны липкой лентой или бумагой на клею; 4 - вырезание тычинок; 5 - вставка и закрепление тычинок липкой лентой; 6 - готовый набор

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнезда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой акации. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из шпона акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вырезанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняется точно так же, только вместо шпона акации берется шпон из мореного дуба.

После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе первым способом. Только при наклейке на основу сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.

Г. Федотов
Книга "Дарите людям красоту"
г. Москва «Просвещение» 1985 г.


Художественная обработка дерева. Часть 1. Трехгранно-выемчатая резьба

Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба

Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба

Художественная обработка дерева. Часть 4. Ислими

Художественная обработка дерева. Часть 5. Врезная инкрустация

Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация

Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение

Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография

Художественная обработка дерева. Часть 10. Обработка капа

Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура

Художественная обработка дерева. Часть 12. Торцовая мозаика

Художественная обработка дерева. Часть 13 Древесная филигрань

Художественная обработка дерева. Часть 14. Изделия из щепы

Художественная обработка дерева. Часть 15. Обработка бересты

Ключевые теги: мастерская, дарите людям красоту, дерево, обработка дерева, резьба, художественная обработка дерева, маркетри



Другие новости по теме:

Просмотров: 808   Автор: space 14-12-2022, 09:55    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей