Художественная резьба по дереву. Часть 10. Способы отделки изделий из древесины. Покрытие древесины COMGUN
 









Художественная резьба по дереву. Часть 10. Способы отделки изделий из древесины. Покрытие древесины

Способы отделки изделий из древесины

Завершающим этапом в создании произведений из дерева является их окончательная отделка. Это довольно трудоемкий процесс, но на него не нужно жалеть сил и времени. Только хорошо отработанное изделие приобретает декоративную выразительность, радует глаз. Нужно иметь в виду, что результаты отделки зависят, в первую очередь, от того, насколько грамотно выполнены работы резцом. Так, например, если двугранная выемки вырезана с нарушением правила «грань в грань», то ликвидировать изъян на дне канавки можно только тем же резцом, при этом размер ее изменится. Шкуркой и напильником четкой грани не добиться. Мучительно долго придется убирать задиры в вогнутых выемках, если они резались с нарушением правила «стружка в стружку». Особенно тщательно нужно срезать стружку в труднодоступных местах, по образному выражению мастеров, «убрать мясо». Можно представить, что получится, если не срезать мясо со шкуры при ее выделке. Видимо, отсюда берет начало это выражение.

У начинающего резчика обычно возникает желание ликвидировать неровности шкуркой. Когда это не удается, он вынужден снова браться за резец и тупит лезвие о врезавшиеся в древесину наждачные микрочастицы.

Полезный совет. Не берись за наждачную шкурку пока не использовал все возможности резца и напильника.

Процесс отделки подразделяется на стадии: шлифовка древесины, полировка, тонирование и покрытие.

Шлифовка это обработка поверхности изделия наждачной шкуркой, напильником пли способом скобления. Шкурить нужно вначале крупнозернистой шкуркой, затем переходить на нулевку. При обработке труднодоступных участков шкурка свертывается в трубочку или используется ребро перегиба. Будет полезным, если наждачку нарезать кусочками и приклеить к застроганным палочкам (как для мороженого). Такая немудреная прилада поможет прорабатывать мелкие детали поделки. Очищать шкурку от пыли удобно грубой суконкой. Не сдувайте древесную пыль ртом — это опасно для легких и глаз, лучше смести ее мягкой щеткой или осторожно стряхнуть. Выпуклые и ровные поверхности вначале можно обработать напильником, затем зачистить шкуркой. Очищают напильник от пыли и серы металлической щеткой или растворителем, можно применить для этого обычную швейную иглу. В процессе шлифовки обрабатываемая поверхность уплотняется, волокна древесины приглаживаются. При увлажнении ворс поднимается, поэтому после первой операции изделие нужно взбрызнуть и повторить обработку, иногда не один раз.

Полировка — это доведение поверхности до блеска, в результате чего образуется уплотненная пленка. Эта операция выполняется суконкой, бортовкой или иной тканью, а труднодоступные участки иногда удобно прогладить деревянной палочкой специально застроганной формы.

Тонирование - это изменение естественного цвета древесины красителями. Суть тонирования — в изменении цвета при сохранении текстуры, в этом его отличие от покраски. Древесина тонируется морилками минерального происхождения и природными красителями, такими, как: отвары коры и опилок различных пород дерева, концентрированные заварки чая и т.д. Тонировать можно художественными красками, которые тонким слоем наносятся и втираются в дерево. Для получения черного цвета используют тушь. Наносить раствор морилки нужно на ровно уплотненную поверхность, иначе на жухлых местах получатся пятна (мадяжи).

Покрытие древесины

Тщательно зашлифованная и отполированная древесина сохраняет естественный цвет, присущий данной породе дерева, но без покрытия она с течением времени темнеет и приобретает неприглядный вид. Чтобы сохранить древесину в первозданном виде, нужно защитить ее пленкой, то есть покрыть лаком, олифой, или провощить. В наше время появилось в продаже множество как отечественных, так и импортных лаков. Они бывают прозрачными и цветными. Чтобы сохранить естественный цвет и рисунок текстуры, резчики отдают предпочтение прозрачному покрытию. При выборе лаков надо знать их особенности. Масляные и спиртовые обладают хорошей текучестью, а нитроцеллюлозные быстро сохнут и образуют наплывы, поэтому наносить их нужно в несколько приемов и после каждого выравнивать поверхность шкурением. Для резных изделий самым подходящим признан лак НЦ-222. Мы не ставим целью в полном объеме давать характеристику лаков и особенностей их применения. Эта тема подробно раскрывается в литературе по столярному делу.

Вощение — это старинный способ покрытия древесины. Воск дает приятный глубокий блеск, ровную поверхность; с ним удобно работать. Достаточно развести натуральный воск скипидаром, подогреть, нанести тонким слоем на изделие и растереть жесткой кистью. После высыхания натереть бортовкой или паклей — и ваше произведение засияет приятным блеском.

Будем надеяться, что вы последовали нашим советам; прошли все рекомендованные стадии от организации рабочего места до способов отделки древесины; своими руками и разумом сотворили произведение. Теперь порадуйтесь результатам своего труда. А мы будем рады вдвойне, если наш многолетний труд поможет вам стать мастером.

Ф.В. Жильцов
А.Б. Шалин
Редакционно-издательский отдел Новосибирского института
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования (оригинал-макет), 1998.
Издательский дом «Манускрипт», 2002.


Художественная резьба по дереву. Часть 1. Рабочее место резчика

Художественная резьба по дереву. Часть 2. Виды резьбы

Художественная резьба по дереву. Часть 3. Дерево и древесина

Художественная резьба по дереву. Часть 3. Дерево и древесина (продолжение)

Художественная резьба по дереву. Часть 4. Инструментарий резчика

Художественная резьба по дереву. Часть 4. Инструментарий резчика (продолжение)

Художественная резьба по дереву. Часть 5. Техника переноса контурного рисунка на древесину

Художественная резьба по дереву. Часть 6. Техника плосковыемочной резьбы

Художественная резьба по дереву. Часть 7. Техника рельефной резьбы. Приемы обработки элементов рельефной резьбы

Художественная резьба по дереву. Часть 8. Техника рельефной резьбы. Исполнение изображения в технике рельефной резьбы. Анализ рисунка. Резьба в натуре

Художественная резьба по дереву. Часть 9. Техника рельефной резьбы. Резьба изделия сложной композиции (овальная рама). Резьба изображений анималистического жанра (птиц, зверей, животных). Использование компонентов орнамента в композиции изображений

Ключевые теги: мастерская, резьба по дереву, художественная резьба по дереву, отделка изделия из древесины, способы отделки, шлифовка, полировка, тонирование, покрытие древесины



Другие новости по теме:

Просмотров: 163   Автор: space 23-08-2023, 10:05    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей



 
Video-Porno - Porno - Mulheres-Na-Playboy