|
Г. Федотов. Фрагмент декоративного панно. 1974 г. В русском деревянном зодчестве торцовые срезы бревен словно кружевной каймой обрамляют рубленые строения. Своеобразная красота деревянных торцов, а также более повышенная твердость древесины с торца исстари привлекали внимание народных мастеров.
В старых русских городах мостовая, вымощенная срезами стволов, была прочнее и долговечнее, чем дощатая или бревенчатая. Даже в наше время торцовая мостовая не изжила себя. Деревообрабатывающая промышленность выпускает шестигранные и четырехгранные шашки для торцовых покрытий дорог и мостов. Из торцовых шашек набирают прочный и красивый паркет. Нередки торцовые кругляши и в интерьере современных общественных зданий для декоративной отделки из стволов дубов, ясеней, сосен и других деревьев.
Срезы мелких веточек с недавних пор привлекли к себе внимание ювелиров.
Для торцового декора самым подходящим материалом чаще всего оказывается тот, который попросту называют лесным «мусором» — засохшие ветки и стволы небольших деревьев. Засохшая древесина на торце всегда более декоративна, чем древесина только что спиленного дерева. В старой, сухой ветке протекают химические и биологические процессы, которые окрашивают ее в различные цвета. Так, древесина дуба, ивы и некоторых других деревьев, пропитываясь дубильными веществами, поступающими вместе с влагой из коры, приобретает коричневый оттенок, называемый продубиной. Слабо выраженную текстуру березы преображает белая мраморная гниль, в какой-то степени имитируя на ней мраморный рисунок. На торцовом срезе сухих веток сосны появляется малиново-красный цвет с синевато-сиреневыми оттенками. Древесину ели поражает ситовая пестрая гниль, распространяясь от сердцевины к коре в виде причудливых пятен. Конечно, подобная древесина имеет несколько меньшую прочность, чем здоровая, но для художественных работ это практического значения не имеет. На первой стадии поражения грибками древесина хорошо шлифуется и лакируется. А после полного высыхания древесины прекращаются происходящие до этого процессы разложения.
Есть и другие пороки, которые можно использовать в декоративных работах. Неблагоприятные условия роста вызывают смещение сердцевины к краю — крень. Механические повреждения у дерева зарастают, но на этом месте образуется прорость, имеющая очень своеобразный рисунок. В сильный мороз на дереве появляются морозные трещины, которые со временем тоже зарастают, но оставляют след в годовых кольцах. Иногда в стволах деревьев встречается двойная сердцевина.
Ветки и стволы деревьев, распиленные по сучку, тоже отличаются характерным рисунком. У сосны, ели, лиственницы и кедра, как известно, расположение веток мутовчатое. Разрез в районе сучьев этих деревьев имеет рисунок, отдаленно напоминающий звезду. Иначе выглядит срез у вишни, черемухи, яблони, березы, у которых очередное расположение веток, или клена, сирени, калины и жимолости, имеющих супротивное расположение.
Разнообразие рисунков и окраски древесины, различаемое на торцовых срезах, позволяет с успехом решать множество декоративных задач. Например, чтобы сделать простейшую декоративную рыбку, достаточно использовать всего два кругляша, отпиленных от ствола сосны или ели, имеющего крень. Один кругляш имитирует туловище рыбки, другой, распиленный на три части, — хвост и плавники. Подобным образом решена композиция совят. Сердцевина в большинстве случаев имитирует глаза. Так можно сделать множество всевозможных зверушек. Но следует помнить, что только вдумчивое отношение к материалу, внимательное изучение его особенностей дает возможность находить остроумные и выразительные решения.
Красивым декоративным материалом для изготовления различных коробочек, шкатулок и ларцов может стать клееная торцовая плита. Для ее изготовления используют ветки диаметром не менее 30 мм. Ветки строгают или спиливают на циркулярной пиле до получения брусков с прямоугольным сечением. Ножовкой, а лучше на циркулярной пиле бруски распиливают на пластинки толщиной от 5 до 8 мм и склеивают в полоски. Для склеивания пластинок делают простое приспособление из куска толстой доски. Пластинки укладывают на доску в один ряд и склеивают, плотно прижав их друг к другу клином. Чтобы пластинки не приклеивались к доске, под ними перед началом склейки подкладывают газету. Так же изготавливают все остальные полоски.
Полоски зачищают на шлифовальном круге или вручную наждачной бумагой, наклеенной на деревянный брусок. Добившись плотного соединения боковых поверхностей, полоски склеивают в единую плиту, также зажав клином. После полного высыхания клея плиту шлифуют.
Используя различные породы древесины и некоторые специальные приемы распила, вы можете из пластинок набрать очень выразительный орнамент. Например, можете расположить в шахматном порядке пластинки, полученные от среза сосны в районе мутовки. Если чередовать темные пластинки со светлыми, то может получиться красивая шахматная доска. Сам материал часто подсказывает рисунок нового орнамента.
Чтобы предохранить поверхность торцов от проникновения в древесину влаги, а заодно более четко выявить текстурный рисунок, покройте изделие несколькими слоями лака или воском. Расплавив воск в жестяной банке, снимите его с огня и добавьте немного скипидара. Полученной мастикой покройте поверхность торцов. Когда мастика высохнет, натрите до блеска суконкой. Используют и готовую бесцветную мастику, применяемую для натирки полов или мебели.
Г. Федотов Книга "Дарите людям красоту" г. Москва «Просвещение» 1985 г.
Художественная обработка дерева. Часть 1. Трехгранно-выемчатая резьба
Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба
Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба
Художественная обработка дерева. Часть 4. Ислими
Художественная обработка дерева. Часть 5. Врезная инкрустация
Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация
Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри
Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение
Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография
Художественная обработка дерева. Часть 10. Обработка капа
Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура
Художественная обработка дерева. Часть 13 Древесная филигрань
Художественная обработка дерева. Часть 14. Изделия из щепы
Художественная обработка дерева. Часть 15. Обработка бересты
Ключевые теги: мастерская, дарите людям красоту, дерево, обработка дерева, художественная обработка дерева, мозаика, торцовая мозаика
|
|