|
Эпитет «золотой» довольно часто стоит рядом с именем Венеры (по-гречески Афродиты). Родившись из белоснежной пены морской волны, златовласая богиня была принесена ветрами на остров Кипр. Это событие запечатлено в знаменитой картине «Рождение Венеры», написанной флорентийским живописцем и ювелиром С. Боттичелли в 1485 году. Справа на картине изображена прислужница, держащая в руках приготовленную для богини красоты златотканую одежду. В мифах ее часто называют «златой Венерой» или Афродитой. Казалось бы, золото должно быть тем металлом, который средневековые алхимики поставили рядом с планетой, названной ее именем. Но планете Венера было посвящено не блистательное золото, а вполне скромная медь. Неизвестно, чем руководствовались алхимики при этом, но связь между медью и мифической богиней все же существует.
Явившись из морской пучины, Венера сошла на берег острова Кипр, за что и была прозвана Кипридой. Этот же остров, на котором в глубокой древности добывали расходившуюся по всему свету медь, дал принятое теперь научное название этому металлу — «куп-рум». Поэтому вполне закономерно, что алхимики подметили прежде всего связь между островом, славившимся медными рудниками, и богиней, сошедшей на его берег, а следовательно, и планетой, названной ее именем.
Освоение медных рудников и возникновение медеплавильного дела дало начало медному веку, или энеолиту. Медь в разных уголках земли постепенно стала приходить на смену кости и камню. Каменный нож, топор, тесло, долото, костяная игла, напильник не выдерживали конкуренцию с красным металлом. Благодаря его пластичности и ковкости древний мастер мог получать инструменты с тонким лезвием. Хотя медь и относится к мягким металлам, не поддается закалке, при холодной ковке она уплотняется и становится достаточно твердой. Таким инструментом стало намного проще обрабатывать древесину. Это подтвердили эксперименты, проведенные в последнее время. Было установлено, что медным топором дерево рубится в три раза быстрее, чем каменным. Так, во время экспериментов сосну диаметром 25 см срубили каменным топором за 75 мин, а медным точно такую же сосну свалили за 25 мин! Выяснилось, что медный нож строгает древесину в 10 раз быстрее каменного, а медная пила и сверло в 15 - 20 раз производительнее подобных инструментов из камня.
Стало очевидным, что появление медных инструментов способствовало ускоренному развитию деревообрабатывающего ремесла.
Выплавка меди из руды и возникновение в связи с этим литейного дела открыли новые пути в познании свойства металлов. Постепенно из меди стали изготавливать, сочетая литье с ковкой, не только орудия труда, но и различную бытовую утварь и ювелирные украшения.
Все-таки в употребление вошла
прежде медь, чем железо,
Так как она была мягче, притом
изобильнее гораздо.
Медным орудием почва пахалась,
и медь приводила
Битву в смятение, тяжкие раны
везде рассевая.
Так писал в философской поэме «О природе вещей» римский поэт и философ Лукреций (около 99 - 55 годов до н. э.).
Величайшим достижением древней металлургии было получение сплава на медной основе, давшего название целой эпохе в жизни человечества - бронзовому веку. Хрупкое и более мягкое, чем медь, олово, ставшее компонентом сплава, совершило чудо: резко увеличилась прочность и твердость металла, понизилась температура плавления и улучшились литейные свойства.
Температура плавления меди - 1083 °С. Добавка в нее только 8% олова снижает температуру плавления до 900 °С, а сплав, содержащий 25% олова, плавится уже при температуре 800 °С. От количества вводимого в медь олова зависит ее твердость. Самая твердая бронза содержит 27% олова. С увеличением твердости увеличивается также хрупкость сплава. Наоборот, с уменьшением вводимого в сплав олова увеличивается его пластичность. Высокой пластичностью, позволяющей обрабатывать ее ковкой, обладает бронза с содержанием от 4 до 6% олова. Зная эти особенности сплава, мастера выплавляли бронзу с учетом ее дальнейшей обработки.
Во второй половине прошлого века в Северной Осетии, в окрестностях аула Кобан, паводком были разрушены берега реки Гизель-дон. В обнажившихся нижних слоях земли местные жители обнаружили множество бронзовых предметов. Как установили ученые, они были изготовлены в I тысячелетии до н. э. Последующие археологические раскопки показали, насколько многообразно использовалась бронза древнейшими племенами, населявшими Кавказ. Из бронзы были выполнены орудия труда (мотыги, рабочие топоры), оружие (наконечники копий и стрел, боевые топоры), посуда (миски, чашки, ритоны - сосуды в форме изогнутого рога), принадлежности конского убранства (удила, псалии или транзеля, бляхи), украшения и принадлежности костюма (пояса и поясные пряжки, фибулы - застежки для скрепления одежды, булавки для костюма, пуговицы, бляшки, застежки и подвески). Это был завершающий период бронзового века, уже начало появляться железо, но в таком незначительном количестве, что ценилось очень высоко.
Медь и ее применение. В центре: Афродита (римская Венера). Мрамор. Римская копия греческой статуи. Исследователей поразили неповторимое своеобразие и пластическое совершенство, высокая декоративность и тщательная отделка изделий, изготовленных мастерами когда-то обитавших здесь племен. Чувство гармонии, присущее древним мастерам, отразилось чуть ли не в каждом бытовом предмете из бронзы. В основном древние литейщики использовали для своих изделий оловянную бронзу, чаще всего состоящую из 9 частей меди и 1 части олова.
Изделия, выполненные несколько тысячелетий назад, не только прекрасно сохранились, но на тщательно отполированных поверхностях возникла так называемая благородная патина, придавшая им особую красоту. Подобную патину современные художники получают искусственным путем. Но не всегда им удается добиться необыкновенной глубины окраски, которую имеет настоящая благородная патина, возникающая в естественных условиях.
Высокие литейные свойства оловянной бронзы давали возможность делать отливки любой сложности. Уже в то время техника литья была чрезвычайно разнообразной. Применялось литье в каменные, глиняные и металлические (медные) формы. Температура плавления меди выше температуры плавления бронзы, поэтому отливки не свариваются с формой и хорошо отделяются. В каменных формах так же, как и в медных, отливались более или менее плоские предметы с односторонним или двусторонним рельефом. В зависимости от этого вырезали обратный рельеф (контррельеф) на одной или двух половинках каменной формы. Соединялись половинки формы перед отливкой свинцовыми или деревянными штифтами.
Для более сложных объемных отливок использовалась техника литья с утратой восковой модели и разрушением литейной формы. Вылепленную из воска модель изделия обмазывали глиной, оставляя вверху воронкообразное отверствие - литниковую чашу. Когда глина высыхала, форму нагревали и выливали из нее расплавленный воск. После окончательного выжигания остатков воска в форму заливали расплавленную бронзу. Как только она затвердевала и остывала, глиняную форму разбивали и извлекали готовую отливку.
С отливки удаляли всевозможные затеки, раковины, неровности, то есть выполняли чеканку, затем поверхность тщательно шлифовали. Одни изделия украшали гравировкой, другие - инкрустацией костью, стекловидной массой, изредка железом. Гравировкой, изображающей животных и геометрические орнаменты, украшались боевые и рабочие топоры. Лезвия топоров и кинжалов после отливки тщательно проковывали: бронза уплотнялась, металл нагартовывался и становился более твердым.
Вместе с тем прокованная бронза приобретает дополнительную упругость. И этому свойству древние мастера нашли практическое применение. Например, чтобы увеличить упругость пружинящей части фибулы (застежки, напоминающей современную английскую булавку), ее обязательно проковывали.
Литейщики Древней Руси отливали художественные изделия из бронзы, состав которой был близок византийской бронзе. Применялся и другой бронзовый сплав - так называемая спруда, в состав которой, кроме меди и олова, входило небольшое количество цинка. Отливки из спруды широко выполнялись в XII - XIV веках. Наряду с ней для художественных отливок использовалась также красная медь.
Хорошими литейными свойствами отличается так называемая сукрасная бронза. Она стойко переносит резкие колебания температуры, устойчива к воздействию промышленных газов и атмосферных осадков. Сукрасной бронзой исстари именовали медный сплав со значительной примесью олова и цинковой лигатурой до 5%. Сукрасная бронза широко применялась в XIX веке для отливок крупной скульптуры на открытом воздухе. В первые годы Советской власти на заводе «Красный выборжец» был организован художест-венно-монументальный бронзолитейный отдел, который в основном выполнял отливки из сукрасной бронзы. Из нее были отлиты скульптурные фигуры, установленные на станции метро «Площадь Революции» в Москве, скульптура М. Г. Манизера, памятник воину-освободителю в Берлине скульптора Е. В. Вучетича и другие произведения.
В технике оловянные бронзы, имеющие высокие литейные свойства, применяются для отливки деталей сложной формы. Благодаря хорошей текучести расплавленный металл заполняет мельчайшие канальцы в литейной форме. При остывании металла образуется незначительная усадка. При этом поверхности отливки получаются гладкими и чистыми. Недостатком оловянной бронзы является сравнительно высокая стоимость олова, применяемого при ее производстве.
Чтобы сделать бронзу более дешевой, а также придать ей определенные свойства, в нее вводят свинец, марганец, кремний, алюминий, бериллий и другие присадки.
В состав современной бронзы для художественного литья входит 5 - 7% олова, столько же цинка, 1 - 4% свинца, остальное приходится на медь.
Поскольку бронза имеет довольно низкий коэффициент трения, ее используют для изготовления так называемых антифрикционных деталей: втулок, подшипников, клапанов, шестерен. Кремнистые бронзы, отличающиеся устойчивостью к щелочной среде и сухим газам, применяются в производстве труб и решеток для сточных вод, газо- и дымопроводов. Из алюминиевой бронзы изготовляют отдельные детали кораблей, устойчивые к воздействию морской воды. Медные разменные монеты тоже изготовляются из алюминиевой бронзы. К монетам ведь предъявляются довольно высокие требования: они должны мало истираться, быть достаточно прочными, легкими и не поддаваться коррозии. Бериллиевые бронзы, имеющие высокую упругость и электропроводимость, применяются в приборостроении для изготовления высокопрочных токопроводящих пружин, мембран и других подобных деталей.
При раскопках в Фивах были найдены рукописи, принадлежавшие древнеегипетским жрецам, в которых сообщался секрет изготовления золота из меди. Как оказалось, он был довольно прост: в медь нужно было всего-навсего добавить определенное количество цинка. По сути дела, речь шла об изготовлении латуни, напоминающей золото цветом и блеском.
Латунь - второй после бронзы сплав на основе меди, имеющий большое значение в жизни человека. Простые латуни представляют собой сплав меди с цинком. Чистую медь старинные мастера называли красной, а ее сплавы с цинком, то есть латунь, желтой или зеленой медью. Сохраняя свойственную чистой меди пластичность, латунь отличалась от нее более высокой прочностью. Это и обусловило широкое применение латуни для изготовления самой разнообразной посуды во многих уголках Земли. В Средней Азии из латуни делали сосуды для мытья рук (афтоба), кувшины для кипячения чая (чайнджуш), кузы (сосуды для ношения воды) и другую традиционную посуду. Латунная посуда богато декорировалась так называемой бухарской чеканкой, получившей свое название от узбекского города, ставшего центром этого художественного ремесла.
Мастера дагестанского аула Кубачи изготовляли из листовой латуни дуршлаги с просечными узорами, подносы, кувшины, котлы и сосуды для воды, которые украшали гравировкой и чеканкой.
Долгое время латуневая носуда была большой редкостью. Предприимчивые купцы привозили ее в отдаленные лесные уголки России и сбывали за большие деньги. По обоюдному согласию торговца и покупателя стоимость, например, медного котла определялась довольно оригинальным способом. Покупатель набивал понравившийся котел доверху соболиными шкурками. Купец забирал шкурки, а покупатель уходил домой с медным котлом. Такой вид товарообмена бытовал даже на Урале, богатом полезными ископаемыми, в том числе и медной рудой. Но это положение круто изменилось, когда в 30-х годах XVIII века на Урале было налажено производство медной посуды на казенном Екатеринбургском заводе, а также на заводах уральских промышленников Демидовых, Осокиных, Строгановых и др.
Посуду изготовляли как из красной меди, так и из латуни. Чтобы от соприкосновения с пищевыми продуктами не возникали вредные окислы, всю посуду без исключения лудили изнутри, покрывая тончайшим слоем олова. Некоторые виды посуды лудили и снаружи, придавая им сходство с серебряными. Из листовой меди изготавливали кувшины, каравайницы (формы для выпечки праздничного каравая), стаканы, стопы, сбитенники, подносы, суповые миски, самовары и кофейники, братины и ендовы (старинную посуду допетровского времени).
Излюбленным напитком на Руси был так называемый сбитень - горячий напиток из меда, целебных трав и пряностей. Его приготавливали в больших посудинах из латуни, напоминающих шаровидные чайники, внутри которых размещались трубы-топки, заполненные раскаленными древесными углями. Покупатели даже в лютый мороз могли отведать горячего целебного напитка, согревающего, придающего бодрость и хорошо утоляющего жажду.
Кроме посуды, на уральских заводах из меди изготовляли оправы для магнитов. Применение меди для этих целей объясняется полным отсутствием у нее магнитных свойств. Магниты, вделанные в красивые и удобные оправы, были непременными спутниками мореплавателей, горных инженеров, ученых, изобретателей.
Ими намагничивали стрелки астролябий, применяли в физических лабораториях во время проведения различных опытов по магнетизму. Куски магнитной руды в изящной оправе могли быть и просто сувенирами. Оправу магнитов декорировали чеканными узорами и снабжали фигурными ручками.
Когда в Россию начали завозить так называемые колониальные товары - чай и кофе, на заводах стали изготавливать специальную посуду, предназначенную для их хранения и заварки. Чай и кофе стоили дорого, поэтому их хранили в специальных медных коробочках с плотно притертыми крышками.
Для заварки кофе на заводах изготавливали высокие узкие сосуды - кофейники. Они отличались разнообразием форм. Выпускались кофейники не только цилиндрические, но и восьмигранные, грушевидные, в форме усеченного конуса и пирамиды.
Но больше по душе русскому народу пришелся чай. В знак особого к нему расположения был изобретен, по выражению В. И. Даля, «водогрейный, для чаю, сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри».
Прообразом знаменитого русского самовара был сбитенник. В отличие от непоседливого сбитенника, привыкшего к постоянным передвижениям, самовар известен своей оседлостью, домовитостью. Мало того, он был своеобразным символом домашнего уюта и семейного благополучия. По праздничным дням он возвышался над столом как трон, сияя натертой кирпичом латунью. Так же, как и у сбитенника, топка у самовара размещена внутри. Но в отличие от него тучный самовар уже не кланяется при заполнении чашки крутым кипятком. В этом нет необходимости: мастера снабдили его краником - достаточно повернуть его вентель под прямым углом, чтобы вода потекла в чашку.
Медеплавильные заводы России выпускали также на продажу штыковую, досчатую, прутковую и листовую медь. Крупным потребителем листовой меди были тульские мастера, так как во второй половине XVIII века в Туле было налажено производство самоваров. Возникло множество фабрик и мелких мастерских латуни. Самыми ходовыми были самовары из желтой меди, то есть латуни. Самовары, сделанные из красной меди, встречались значительно реже. Некоторые дорогие самовары серебрили, а позже стали никелировать. Медь, в том числе и латунь, отличается высокой теплопроводностью и теплоемкостью, что способствует быстрому и равномерному нагреву посуды и долгому сохранению тепла. В современной технике именно эти свойства меди и ее сплавов определили широкое применение их во всевозможных теплообменниках. По той же причине медь - незаменимый металл для паяльников и всевозможных штампов при выжигании по дереву и коже.
Первые самовары были похожи на античные вазы и отличались однообразием. Но острая конкуренция заставила мастеров искать новые пластические решения. Появились самовары в форме яйца, репки, цилиндра, перевернутого усеченного конуса. В начале XX столетия широкое распространение получили самовары-«банки», имеющие цилиндрическую форму. Они были наиболее просты в изготовлении и, следовательно, дешевле других самоваров.
Кроме «домовитых» самоваров, которые, сверкая медью, венчали стол, накрытый для чаепития, выпускались небольшие дорожные самовары и самовары-чайники, похожие на древние сбитенники.
Дорожные самовары обычно брали с собой в дорогу. Поэтому им придавали более удобную форму куба или восьмигранника. Высокие и изогнутые ножки таких самоваров вставлялись в специальные пазы и легко снимались.
Самовары выпускали не только для кипячения воды. До нас дошли так называемые самовары-«кухни», в форме горшка или чугуна, изготовленные в середине XVIII века. В таких самоварах можно было варить сразу несколько блюд, так как они внутри были разделены на несколько отделений. Можно было одновременно вскипятить воду, приготовить первое и второе.
При изготовлении самоваров требовалась не только умелая обработка листовой латуни. Свое слово в самоварном деле должны были сказать и литейщики: ведь нужно было отлить краны, ножки и ручки, имеющие порой сложную скульптурную форму. Иногда детали становились, по сути дела, камерными скульптурами. Например, у оригинального самовара, выполненного в первой половине XIX века на фабрике Василия Ломова в Туле, краник отлит в форме дельфина.
Высокие литейные свойства латуни позволяли мастерам делать чистые отливки с четкой проработкой мельчайших деталей. Порой благодаря фантазии мастера-художника «сосуд... с жаровней внутри» полностью превращался в скульптуру. В Государственном Русском музее хранится самовар из желтой меди в виде петуха, изготовленный в 70-е годы прошлого века.
В наше время латунь широко используется в технике и декоративно-прикладном искусстве. Современная промышленность выпускает 7 марок обыкновенных латуней и 18 марок специальных. Обыкновенные латуни, содержащие 42 - 45% цинка, имеют наибольшую прочность, а содержащие 30 - 32% - наибольшую пластичность. В технике простые латуни применяются для изготовления всевозможных тонкостенных деталей и изделий, имеющих сложную форму, а также различных труб, шестеренок, колес.
В ювелирном деле медный сплав, содержащий 3 - 12% цинка, называется томпаком, 14 - 21% цинка - полутомпаком, а 40 - 50% цинка - муц-металлом. Латунь «томпак», например, содержащая 10% цинка, хотя и имеет желтоватый цвет, обладает теми же свойствами, что и чистая медь. Она в отличие от других латуней поддается чернению серной печенью. Томпак широко применяется для изготовления ювелирных изделий, которые отделываются серебрением или золочением.
Латуни, имеющие добавки никеля, алюминия, свинца и других элементов, называются специальными или сложными (легированными). Они отличаются красивым цветом, интенсивным блеском, повышенной прочностью и коррозийной стойкостью. Алюминиевая латунь, содержащая 0,4 - 2,5% алюминия, по цвету напоминает золото.
В ювелирном деле, а также при изготовлении знаков отличия (медали, ордена и т. п.) применяется латунь, имеющая цвет золота 583-й пробы. Один из таких сплавов состоит из 2,5% алюминия, 2,5% цинка и 95% меди.
Латуни, в которые добавлено олово, имеют высокие литейные свойства. Они получили признание у мастеров художественного литья еще в XIX веке. В начале прошлого века из латуни был отлит памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади в Москве. Сооруженный в XVIII веке в Петербурге памятник Петру I был отлит по проекту скульптора Фальконе из сплава, состоящего из 65% меди, 25% цинка и 10% олова.
Довольно часто сталкиваясь в современном быту с посудой, ювелирными украшениями и другими предметами из металла, похожего на серебро, мало кто догадывается, что это тоже медные сплавы. Наиболее распространенными белыми сплавами на медной основе являются мельхиор и нейзильбер.
Мельхиор - сплав, содержащий от 5 до 33% никеля. Он отличается высокой коррозийной стойкостью при воздействии пара, морской воды и слабых кислот. Несмотря на высокую твердость, сплав хорошо обрабатывается в холодном состоянии: обладает большой тягучестью и ковкостью. Поэтому, из него изготавливают тонкую проволоку для сканных работ. Мельхиор широко применяется в производстве посуды и ювелирных изделий, которые нередко подвергают серебрению.
О том, какое значение имел этот сплав в кубачинском искусстве, хорошо рассказал Расул Алиханов: «Свои изделия кубачинцы изготовляли в то время (1913—1916) не только из настоящего серебра, но и так называемого варшавского серебра, то есть мельхиора... Тридцать мастеров и учеников работали только по мельхиору, так как не каждый из сельчан имел средства для покупки изделий из дорогих металлов и должен был довольствоваться приобретением дешевых вещей. Эти мастерские называли варшовчне (мельхиорщики) от слова варшов, то есть варшавское серебро. Кубачинцы раньше привозили его из Варшавы и, несмотря на твердость и тугоплавкость этого материала, делали из него прекрасные вещи даже с глубокой гравировкой и чернением...
Мельхиор применялся не только для обкладки оружия, но и для зерни, для филиграни, для браслетов с черненым узором или с камнями, для перстней, ожерелий, всевозможных женских поясов, подвесок, серьг. Этот простой сплав так искусно использовался для высокохудожественных изделий, что посеребренные и позолоченные предметы, из него изготовленные, очень трудно отличить от настоящих серебряных».
Другой распространенный сплав серебристо-белого цвета на медной основе - нейзильбер. Он содержит от 5 до 35% никеля и от 13 до 45% цинка. Ему присуща высокая коррозийная стойкость на влажном воздухе, в парах воды, в слабых растворах щелочей и кислот. Сплавы нейзильбера имеют высокую твердость и упругость, поэтому находят широкое применение в производстве медицинских инструментов, посуды и ювелирных изделий. Сплав, содержащий 13,5 - 16,5% никеля и 18 - 20% цинка, благодаря высокой твердости и упругости используется в ювелирном деле для изготовления пружин, булавок, игл и всевозможных застежек. Медно-никелевые сплавы настолько напоминают по цвету и блеску серебро, что их нередко путают. Недаром в переводе с немецкого слово «нейзильберг» означает «новое серебро». Чтобы усилить это сходство, изделия из нейзильбера покрывают серебром, и отличить их от благородного металла можно только по отсутствию обязательной для серебра пробы.
Еще в глубокой древности человек научился использовать химические соединения меди. Всем известны сине-голубые кристаллы сульфата меди, называемые в обиходе медным купоросом. В современном быту он применяется в качестве протравы при крашении текстиля и при выделке кож, используется как пигмент в красках. Маляры применяют водный раствор медного купороса для промывки участков поверхности, пораженной плесенью, перед ее окраской. В электрических батарейках он используется в качестве электролита. Как электролит медный купорос нашел широкое применение в гальванотехнике при изготовлении особо точных медных деталей. В медицине он находит применение как вяжущее и антисептическое средство, в фотографии - для усиления и тонирования фотоотпечатков.
Сине-зеленые кристаллы хлороксида меди (в быту огородники называют его хлорокисью) применяют для защиты плодовых и овощных культур от насекомых.
Другое соединение - оксид меди представляет собой черные кристаллы, которые применяют в промышленности для окраски стекла, эмалей и керамики.
Красивый зеленый поделочный камень малахит - это тоже одно из соединений меди - дигидроксокарбонат. Каменных дел мастера и ювелиры создавали из этого камня настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Заслуженной славой пользуется Малахитовый зал Эрмитажа в Ленинграде. Малахитовые изделия стали символом высокого мастерства и красоты. Недаром П. Бажов объединил свои сказы о народных умельцах в сборнике с символическим названием «Малахитовая шкатулка».
Есть и другая разновидность малахита - порошок «землистый малахит». Он идет на изготовление зеленой краски, известной под названием «малахитовая зелень». Землистый малахит и малахитовый камень тем не менее просто медная руда, из которой можно выплавлять медь. Но здесь мы встречаемся со случаем, когда сырье имеет большую ценность, чем извлекаемый из него металл.
С незапамятных времен изготовляли из меди яркую зеленую краску, - так называемую ярь-медянку (основной апатит меди). Ярь-медянка была обнаружена во фресках из античного города Помпеи, погибшего от извержения вулкана Везувия. Изготавливали и с успехом применяли ярь-медянку и художники Древней Руси. У средневекового автора Теофила она называется испанской зеленью. В своем руководстве он приводит следующий рецепт: «Если ты хочешь приготовить испанскую зелень, то возьми тонкие листы меди, очисти их хорошенько с обеих сторон, облей чистым и теплым уксусом... помести их в маленьком выдолбленном кусочке дерева... Через две недели открой и соскобли. Продолжай это делать и дальше до тех пор, пока не получишь достаточно краски». При изготовлении зеленой краски из меди дорогой и дефицитный уксус часто заменяли кислым молоком.
Технологию приготовления яри-медянки изложил в «Каноне изображений» азербайджанский поэт и художник Садиг-бек-Афшар (1533-1612):
В сыром месте выкопай яму глубиной в два геза,
Клади туда тонкие листы меди, но чистой,
влей незрелого уксуса,
чтобы листы полностью покрылись им,
в той яме оставь их около одного месяца,
прикрой их и не думай, что мало или много.
Через месяц взгляни - увидишь, что они полностью
превратились в желанную и славную ярь-медянку.
Примечания. Гез — мера длины, равная 91 см. Незрелый уксус — неочищенный.
Еще в древности человек заметил, что от прикосновения медных предметов унималась боль и спадала опухоль. Такое необычное поведение металла заинтересовало «отца медицины» — греческого врача Гиппократа, жившего в V - VI веке до н. э. Исторические факты свидетельствуют, что он пытался применять медные пластины для лечения различных болезней. Позднее знаменитый таджикский врач Ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны (ок. 980 - 1037 годов н. э.), тоже обратил внимание на лечебное свойство меди. Не осталась в стороне и народная медицина. В тех странах, где были распространены медные монеты, их вовсю использовали в качестве лечебных пластин, прикладывая к ушибам и больным суставам. Исследования, проведенные современными учеными, подтвердили лечебные свойства меди. Было установлено, что с помощью медных пластин можно устранять отечность, унимать боль, останавливать воспалительные процессы.
Книга «Звонкая песнь металла» Федотов Г.Я. «Просвещение» г. Москва, 1990 г.
Звонкая песнь металла. Часть 1. Во кузнице кузнецы…
Звонкая песнь металла. Часть 2. Этюды о металлах
Звонкая песнь металла. Часть 3. Металл из глины (Алюминий)
Звонкая песнь металла. Часть 4. Главный металл (Железо)
Звонкая песнь металла. Часть 6. Восставший из пепла (Цинк)
Ключевые теги: мастерская, звонкая песнь металла, металл, медь
|
|