|
Изготовление на гончарном круге цветочного горшка
Вдавите большой палец в середину промятой и отцентрированной глиняной заготовки (рис. 6.1). Полученное углубление расширьте так, чтобы в нее входил кулак (6.2). Затем введите в образованную полость кулак левой руки и косточками пальцев выровняйте дно будущего горшка (6.3). Вслед за этим начинайте вытягивать стенки сосуда вверх. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней поверхности сосуда, а косточки левой руки, находящейся внутри, прижимать к ней стенки (6.4). С каждым поворотом круга стенки становятся все тоньше, одновременно расширяясь и поднимаясь вверх. Формуя цветочный горшок, а также любой другой сосуд, помните, что дно и стенки его на всех стадиях обработки должны иметь одинаковую толщину. Только верх может быть более массивным, поскольку здесь сосредоточен резервный запас глины, необходимый для дальнейшей формовки.
Доведя стенки горшка до необходимой высоты, сделайте вдоль края венчик (6.5). Он должен быть в два-три раза толще, чем стенки горшка. Чтобы выровнять стенки готового горшка, нужно использовать циклю из дерева или пластмассы. Иногда ее называют гончарным ножом. Циклю прикладывают к внешней поверхности сосуда, а изнутри пальцами прижимают к ней стенку. Стенки обрабатывают циклей до тех пор, пока они окончательно не выпрямятся.
Не снимая с круга, на горшок можно при желании нанести простейшие узоры, состоящие из углубленных полос и волнистых линий (6.6). Чтобы получить ровную линию, кончик деревянной палочки прислоните к поверхности сосуда и не меняйте положение руки до тех пop, пока она не замкнется. При проведении волнистой линии кончик палочки при медленном вращении круга то слегка поднимают, то опускают.
Из готового цветочного горшка с помощью губки выбирают скопившуюся во время работы воду. После этого горшок срезают с круга струной (6.7) и осторожно, стараясь не давить на стенки, переносят на стеллаж для просушки.
Изготовление крынки или горлача
Промежуточная форма при изготовлении на гончарном круге большинства сосудов — цилиндр. После центровки и проминки глиняной массы приступайте к формовке цилиндра. Начинайте с того, что сделайте внутри заготовки углубление (рис. 7.1). Постепенно расширяйте его (7.2), а когда в образовавшуюся полость будет проходить рука, косточками пальцев разровняйте дно и начинайте вытягивать стенки двумя руками (7.3). Одна рука должна находиться внутри цилиндра, другая — на внешней стороне боковой поверхности. Руки постепенно перемещайте снизу вверх. Медленным сближением рук добивайтесь получения тонких стенок. При этом не забывайте, что на всех участках стенки должны иметь одинаковую толщину.
Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь необходимой высоты цилиндра. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, не забывайте время от времени смачивать их водой.
Теперь приступайте к формовке из готового цилиндра основной части крынки — тулова (7.4). Мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно придавайте сосуду шарообразную форму. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово будущей крынки. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку, предварительно вытянув стенки до полной высоты крынки (7.5). Вылепив венчик, обработайте внешние поверхности крынки циклями, изгибы которых соответствуют ее форме (7.6). Затем снимите с круга оплывшую глину и губкой удалите накопившуюся внутри воду. Готовую крынку срежьте струной и снимите с круга (7.7).
Изготовление миски и блюда
Изготовить на гончарном круге миску достаточно просто, не сложнее цветочного горшка. А вот блюдо сделать гораздо труднее, чем обычную высокую посуду. Края блюда сильно отогнуты и находятся всегда на весу: одно неосторожное движение — и вся работа пойдет насмарку. Сложность заключается еще и в том, что формовка блюда производится в два этапа, в промежутках между которыми глину обязательно подсушивают.
В начале первого этапа выполняется та же работа, что и при формовке цветочного горшка и крынки. То есть сначала делают углубление в хорошо промятой и отцентрированной заготовке (рис. 8.1), затем его расширяют (8.2), выравнивают дно и стенки и получают цилиндр, который, как известно, является промежуточной формой большинства сосудов (8.3). Для того чтобы превратить цилиндр в блюдо, очень осторожно отгибайте стенки циклей, придерживая их снизу рукой (8.4).
Если бы перед вами стояла задача изготовить миску, то достаточно было бы отогнуть стенки на сравнительно небольшой угол, несколько выгнуть их и сделать по краям венчик. Но если вы все же решили изготовить блюдо, то миска будет промежуточной формой. В отличие от миски, блюдо менее глубокое, в то же время у него более широкое дно.
Чтобы расширить дно, надо отодвинуть пальцами стенки, не забывая поддерживать их в это время снизу рукой (8.5). Чем шире будет дно, тем уже станут стенки. Расширив дно, окончательно отогните стенки с помощью цикли (8.6). После этого остановите круг, удалите со дна лишнюю влагу. Первый этап работы над блюдом окончен. Срежьте осторожно блюдо струной и снимите с гончарного круга и подсушите на стеллаже (8.7). Глина должна подсохнуть до кожетвердого состояния. Определить это состояние можно только с помощью периодических проб. Делайте их резцом или кончиком ножа с изнаночной стороны блюда. Если глина перестала прилипать к резцу, а на срезе появится глянцеватый блеск, то пора приступать ко второму этапу обработки блюда (8.8). На круг положите заранее сшитую круглую подушку с песком, а затем вверх дном блюдо. Медленно вращая круг, отцентруйте блюдо. После центровки можно приступать к обработке с помощью клюшек тыльной стороны блюда. Чтобы не нарушить центровку, нужно с большой осторожностью снимать стружку за стружкой. После обтачивания блюдо нужно досушить окончательно.
Г. Федотов Книга "Послушная глина" Основы художественного ремесла Издательство "АСТ-ПРЕСС" г. Москва, 1999 г.
Послушная глина. Часть 1. Не боги горшки обжигают
Послушная глина. Часть 2. «Был я на копанце»
Послушная глина. Часть 3. «Был я на топанце…»
Ручная лепка сосудов. Часть 4. Инструменты и приспособления
Ручная лепка сосудов. Часть 5. Формовка на болванках. Формовка на веревочной болванке
Ручная лепка сосудов. Часть 6. Формовка на болванках. Формовка на цилиндрической болванке
Ручная лепка сосудов. Часть 7. Формовка на болванках. Формовка на конической и пирамидальной болванке
Ручная лепка сосудов. Часть 8. Формовка на болванках. Изготовление на болванках сосудов сложной формы
Ручная лепка сосудов. Часть 9. Формовка на болванках. Лепка фляги
Ручная лепка сосудов. Часть 10. Формовка на болванках. Формовка на болванке блюда
Ручная лепка сосудов. Часть 11. Лепка из целого куска глины. Ручное вытягивание сосудов
Ручная лепка сосудов. Часть 12. Лепка из целого куска глины. Изготовление резного сосуда
Ручная лепка сосудов. Часть 13. Спиральная лепка из жгутов
Ручная лепка сосудов. Часть 14. Лепка сосудов из пластилин. Лепка чайницы. Декоративный сосуд. Карандашница
Послушная глина. Часть 15. «Был я на кружале...» Работа на гончарном круге. Инструменты гончара. Приемы работы на гончарном круге
Послушная глина. Часть 17. Глиняное литье
Ключевые теги: мастерская, основы художественного ремесла, глина, гончарный круг, изготовление крынки, горлач, миска, блюдо, цветочный горшок
|
|