|
Г. Я. Федотов Книга "Секреты бондарного ремесла" Издательство "Экология", г. Москва, 1991 г.
В литературных памятниках Древней Руси первое упоминание о колодезном ведре, или бадье, было отмечено в «Повести временных лет». «И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром и вылили в горшки». В XII веке, когда составлялся этот свод летописей, в русский язык еще не вошло слово бадья. Оно было заимствовано позднее из персидского языка и дословно означало сосуд для вина. В этом значении слово «бадь а» встречается впервые в «Духовной грамоте московского великого князя Ивана Ивановича Красного», составленной в 1358 году « .. А се да/л/ есмь сну своему кнаА/з/ дмитрью... бадыа серебряна с наливкою...»
Бадья или оковка. XIX век. Подача воды из колодца в городскую баню. Фрагмент миниатюры из рукописной книги XVII века (прорисовка)
Видимо, бондарное колодезное ведро было названо по форме этого сосуда с расширяющимся верхом. Известно, что для переноски воды более удобны ведра, у которых верх слегка сужается. Вода в таких ведрах почти не расплескивается при ходьбе, но достать ее, особенно из глубокого колодца, не так-то просто. Для подъема воды более удобны так называемые бадьистые ведра, то есть с расширяющимся верхом. Именно они стали прообразом классической бадьи, способной служить долгие годы, выдерживая большие нагрузки. Хотя ведро уже имело форму будущей бадьи, удобную для зачерпывания воды, прочность его была низкой. Бондарное ведро любой формы, тем более стянутое деревянными обручами, боится неизбежных ударов о стенки колодезного сруба. Постепенно обручи могут разбиться или ослабнуть так, что ведро распадется на отдельные клепки. Этому способствует и конструкция ведра. При его наполнении удлиненные клепки, на которых расположены ушки, действуют как клинья, но не заклинивая остов, а наоборот, расклинивая его. Замена деревянных обручей на металлические не спасла положения — остов по-прежнему оставался ослабленным. Вскоре металлические обручи стали прибивать к остову гвоздями. А чтобы избежать растрескивания, а заодно и повысить прочность ведра, клепки пришлось сделать толще обычных. Затем склонные к раскалыванию деревянные ушки были заменены металлическими.
Но все же принципиальное отличие конструкция бадьи обрела лишь после того, как некий мастер догадался прикрепить металлические ушки не к клепкам, а к обручам. Такое, на первый взгляд незначительное изменение привело к тому, что с увеличением нагрузки прочность бадьи не ослабевала. Наоборот, чем тяжелее бадья, тем сильнее обруч с прикрепленными к нему ушками надвигался на широкую часть остова, тем плотнее смыкались кромки клепок. Происходило нечто вроде автоматической поднабивки ослабленного обруча. Если же ушки прикрепляли и к остальным обручам, стягивающим ведро, то обеспечивалась одновременная поднабивка всех обручей.
Усовершенствованная бадья оказалась настолько тяжелой, что использовать ее для ношения воды в качестве ведра стало бессмысленно. И с тех пор бадья, закованная в металл, как средневековый рыцарь, осталась постоянно нести службу у колодца. И если металлические доспехи защищали воина от удара меча, то оковка защищала бадью от ударов о стенки колодезного сруба. В разных уголках России окованную обручами бондарную бадью называли оковом или оковкой.
Бондарные бадьи широко употребляли в самых различных работах. На рудниках в них поднимали наверх землю и руду, вычерпывали грунтовые воды. И все же основная работа, которую всюду возлагали на бадью, была связана с подъемом воды из колодца или реки.
Около каждой городской общественной бани обязательно ставили журавль — рычажное устройство для подъема воды, на очепе которого крепили бондарную бадью. Именно с бадьи начинался путь воды в баню. На миниатюре одной из рукописных книг XVII века художник изобразил баню того периода. Она полностью оснащена бондарной утварью: на полках одноручные шайки, внизу стоит большой чан. Рабочий-бадейщик поднимает воду из колодца и выливает ее из бадьи в специальный резервуар, из которого вода по желобу спускается в бондарный чан.
Там, где грунтовые воды находились настолько глубоко, что устроить колодец было сложно, бани ставили по берегам реки. Чистую речную воду, тогда еще не загрязненную промышленными отходами, черпали большими бадьями, подвешенными к журавлям. Бани считались настолько важными городскими сооружениями, что их изображения наносились на планы городов. Так, на плане Москвы, составленном в 1610 году для польского короля Сигизмунда, изображены бани у Яузского моста, а на плане 1677 года — Москворецкие бани с журавлями и бадьями, свисающими над водами Москвы-реки.
Давно ушло в прошлое то время, когда бадья-оковка использовалась для подъема воды из городских рек и колодцев. Между тем в деревнях и сейчас немыслима жизнь без колодца и хорошей добротной бадьи. Другое дело, что вместо нее почти повсеместно используют жестяные бадьистые ведра (с расширенным верхом). Но это не от хорошей жизни. Между тем нет-нет, да и встретится где-нибудь у ухоженного деревенского колодца сделанная местным бондарем настоящая бадья-оковка.
Летом в сухую и жаркую погоду, когда воду из колодца берут почти без перерыва, вычерпывая ее чуть ли не до дна, бадье приходится туговато. В большой деревне не одну сотню раз за день приходится опускаться в студеную воду колодца. Разные люди приходят по воду. Сколько людей, столько и норовов, и все это отражается на бадье. У одного она опустится плавно и бесшумно зачерпнет воду, у другого полетит вниз как камень.
Зимой и осторожный человек может причинить нечаянный вред бадье. За долгую зимнюю ночь лютые морозы добираются до воды даже в самых глубоких колодцах Всякий, кто первым придет утром за водой, должен сколоть намерзший за ночь лед длинной пешней — шестом с металлическим наконечником. С каждым днем наледь у кромки воды становится все толще и толще. И редко когда бадье или ведру удается не удариться об острые края наледи. Металлическое ведро становится к концу зимы похожим на помятую консервную банку. И только настоящая бадья-оковка, сработанная по всем правилам, с честью выдерживает экстремальные, как говорят ученые, нагрузки.
Набивка обручей и оковка бадьи Пока будут существовать колодцы, старинная классическая бадья, изготовленная по всем правилам бондарного искусства, может надежно и долго служить для подъема воды.
В наше время колодцы нередко украшают навесами с декоративной резьбой. В некоторых деревнях и селах их не только рубят, руководствуясь многовековой практикой, но и оформляют надземную часть в старинном стиле. Стиль таких колодцев был бы соблюден до конца, если бы вместо стандартных железных ведер к его подъемной цепи была прикреплена настоящая бадья-оковка.
Клепки бадьи изготовляют из древесины дуба, отличающейся не только высокой твердостью и прочностью, но и стойкостью к повышенной влажности. Мало того, древесина дуба, пробывшая долго в воде, становится еще крепче. Вместо дуба можно использовать древесину лиственницы, также имеющую высокую прочность и стойкую в воде. Древесина березы не так прочна, как древесина дуба и лиственницы, но и она может быть использована для изготовления бадьи. В древесине не допускаются даже малейшие трещины, свили и сучки.
Остов бадьи имеет форму усеченного конуса. О его сборке подробно рассказано в разделе «Посуда на все лады».
В металлических полосках, из которых предстоит сделать обручи, на расстоянии 10 - 12 см друг от друга сверлят отверстия диаметром 3 - 4 мм. Самый большой обруч соединяют заклепками с двумя полосками, имеющими на концах отверстия для дужек бадьи — ушки. Вначале на остов как можно более плотно набивают два обруча — малый (уторный) и средний. При надевании каждого обруча на остов следят за тем, чтобы просверленные в нем отверстия не совпали со стыками клепок. Затем надевают самый большой обруч. Полоски, отходящие от обруча, располагают так, чтобы они перекрыли четыре отверстия в среднем и малом обруче. А чтобы ушки при набивке обруча не согнулись, остов ставят на щит из толстых брусьев.
Все три обруча прибивают к остову короткими гвоздями. На участках, где полоски перекрывают малый и средний обручи, сверлят дрелью четыре отверстия. Они должны совпасть с отверстиями, просверленными ранее в обручах. В отверстия также забивают короткие гвозди.
В заключение из стальной проволоки, имеющей толщину 5 - 6 мм, выгибают дужку с петлей для крепления бадьи к колодезной цепи или к очепу журавля.
Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»
Секреты бондарного мастерства. Часть 2. От дупла до бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка
Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки
Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа
Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты
Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты
Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава
Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи
Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава
Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады
Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 13. Изготовление параболической бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне
Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки
Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок
Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки
Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка
Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд
Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек
Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки
Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок
Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце
Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец
Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»
Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики
Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек
Ключевые теги: мастерская, бондарное ремесло, бондарная посуда, колодезное ведро, бадья
|
|