|
Оплетка бутылей и стеклянных банок
Нарядная одежка из камыша и ситника не только предохраняет стеклянную посуду от ударов, но и благодаря пористости природного материала служит надежной теплоизоляцией. Вода и квас в оплетенной камышом бутыли остаются долго холодными даже в летнее время. Камышовое плетево неузнаваемо преображает даже самую заурядную стеклянную банку или бутылку.
Донышки оплеток бутылей и банок выполняются так же, как круглые подставки. Вначале стебли камыша переплетают под прямым углом друг к другу. Плетево оплетается «веревочкой» по кругу до тех пор, пока стойки не разойдутся веером во все стороны (рис. 50 а). Бутыль устанавливают в середину готового донышка и прижимают к ее стенкам все стойки. Чтобы они не падали, их обвязывают бечевкой или же закрепляют резинкой (рис. 50 б). При желании к бутыли можно прикрепить не только ручку, но и деревянное горлышко с пробкой. Ручки можно изготовить двумя способами. При первом способе распаривают ивовый прут, огибают его вокруг горлышка бутыли и как можно туже стягивают бечевкой. Сдвоенный прут сгибают дугой и привязывают концы к тулову бутыли. Готовую ручку обматывают несколькими слоями камыша или рогоза. Другой способ изготовления ручки заключается в том, что для нее используют древесную ветку с отходящим в сторону сучком (рис. 50 е). Только что срезанная ветка легко согнется в нужную сторону, если с одной ее стороны сделать ножом клиновидные вырезы.
Сухую ветку перед гнутьем обязательно размачивают в горячей воде.
Чтобы согнутая ручка сохранила нужную форму, ее стягивают бечевкой и сушат в летнее время на солнце, а лимон в русской печи, духовке или же на батарее. После сушки концы ручки привязывают к бутыли бечевкой или же прочной суровой нитью и обматывают камышом. Лучше, конечно, для обмотки использовать листья рогоза, отличающиеся более высокой прочностью. На горлышко бутыли можно надеть деревянный чехольчик, выточенный на токарном станке. В боковой стенке чехольчика прорезают отверстие, в котором размещается верхний конец ручки (рис. 50 д, е).
Закончив с ручкой, приступают к оплетке стенок бутыли. Пока бутыль до определенной высоты сохраняет цилиндрическую форму, количество стоек остается неизменным. Но как только цилиндр наверху начнет переходить в конус, часть стоек, через одну или через две (в зависимости от крутизны конуса), срезают ножницами (рис. 50 г). После сплетения нескольких рядов конической поверхности постепенно отрезают и другие лишние стойки. У самого горлышка бутыли их останется совсем немного (рис. 50 ж). После того как ряды плетева будут подведены под самое горлышко, заделывают края с помощью шнуровального шила (рис. 50 в). Каждую стойку поочередно вставляют в ушко шила и продергивают рядом с соседней стойкой.
Сверху на горлышко надевают деревянную втулку с пробкой и колпачком. Верхний шип ручки должен плотно войти в специальный вырез, сделанный во втулке. Колпачок вытачивается на токарном станке с таким расчетом, чтобы его ободок свободно входил во втулку. С внутренней стороны колпачка выбирается углубление, в которое вставляют пробку (из коры пробкового дерева). С наружной стороны колпачка вытачивают бобышку, в которой сверлят сквозное отверстие. В него вставляется шнурок, который также привязывают к втулке (рис. 50 з).
Чтобы деревянные части бутыли не боялись влаги, их заранее пропитывают несколько раз горячей олифой.
Декоративные кашпо для цветочных горшков
Декоративные кашпо предназначены для украшения простых керамических (терракотовых) горшков для цветов. В отличие от подставок, блюд и других подобных изделий, в донышках кашпо должны быть специальные отверстия для стока воды. Поэтому донышки цветочного кашпо плетут несколько иначе.
Стволы камыша укладывают на столе в один ряд и переплетают их концы «веревочкой» (рис. 51 а). Затем, раздвинув веером камышинки, образуют из «веревочки» замкнутый круг (рис. 51 г). Чтобы стойки держались в плетеве достаточно надежно, их оплетают по спирали еще двумя-тремя рядами «веревочки» (рис. 51 д). Остальные ряды могут быть выполнены простым плетением, и только кромки донца вновь оплетают «веревочкой». Рядом с каждой старой стойкой продевают с помощью шила по одной дополнительной (рис. 51 е). На готовое донышко устанавливают цветочный горшок, который будет использован как шаблон.
Ажурное плетение представляет собой сетку из параллельных или наклонных линий, а также их комбинаций (рис. 51 б, в).
Способ выполнения ажурного плетения тот же, что был применен для изготовления ажурных стенок декоративного блюда.
Для заделки бортов, кроме уже известных способов, применяют и другие. Наиболее простой из них заключается в том, что каждую стойку последовательно заводят за соседнюю. При этом концы стоек должны оказаться внутри чехла, где их аккуратно обрезают ножницами. Если же хотят, чтобы кромку бортов украсили одинаковые выступы в виде небольших петель, их заделывают с помощью шила-шнуровки и деревянного бруска - шаблона (рис. 51 ж). Шило просовывают рядом с очередной стойкой, вставляют в ушко конец соседней стойки и продергивают его в плетево. Но чтобы петли, возвышающиеся над кромкой, вышли все одинаковые, перед тем как затянуть петлю, в нее вставляют шаблон.
Чтобы шаблон не царапал поверхность камыша, легко вынимался из петли и к тому же не впитывал в себя влагу, его тщательно шлифуют шкуркой, пропитывают олифой, а затем еще натирают воском или парафином.
Плетение уплотненной кромки
Если необходимо кромки изделий сделать более прочными и жесткими, применяют специальный способ их заделки. Но прежде чем начать заделывать этим способом сплетенные из камыша предметы, следует внимательно изучить приемы плетения на простейшей модели. У нескольких проводков с разноцветной полихлорвиниловой изоляцией (белой, зеленой и серой) завязывают на конце узлы и вставляют в отверстия, сделанные острым шилом в куске картона. Расположив их в определенном порядке (рис. 52 а), начинают переплетать последовательно все стойки. Серую стойку заводят за белую (рис. 52 б), а белую за зеленую (рис. 52 в). Конец серой стойки накладывают на белую (рис. 52 г) и обе стойки перекручивают вместе по часовой стрелке так, чтобы серая оказалась внизу (рис. 52 д). Теперь третью стойку (зеленую) заводят за четвертую по счету (серую) и, наложив белую на зеленую (рис. 52 е), перекручивают вместе по часовой стрелке. В результате белая оказывается внизу (рис. 52 ж). На следующем этапе серую стойку заводят за белую, сверху накладывают зеленую и тоже перекручивают по часовой стрелке (рис. 52 з). Теперь зеленая оказывается внизу (рис. 52 и), белую заводят за зеленую (рис. 52 к). Дальнейшие операции повторяются в том же порядке.
Плетение двухрядного уплотненного бортика изложено столь подробно лишь потому, что освоить его приемы сразу не так-то просто. Между тем этот вид заделки бортовой кромки используется мастерами довольно часто. На рис. 52 показано, как выглядит двухрядный бортик на модели и на плетеном изделии из камыша. Следует напомнить, что концы всегда заделываются внутрь готового плетеного изделия, где они аккуратно обрезаются ножницами.
Хлебницы и сухарницы
Донышко изделий, имеющих квадратное или прямоугольное дно, выполняется способом простого переплетения определенного количества камышинок под прямым углом дpyr к другу. Кроме простого, используется плетение «в шахматку», когда переплетаются не отдельные стволы, а сразу несколько.
Приступая к изготовлению хлебницы или сухарницы с квадратным дном, последовательно переплетают под прямым углом сразу по три ствола камыша (рис. 53 а). В качестве шаблона можно использовать картонную коробку или фанерный ящик подходящего размера. Если таковых не окажется, то шаблон делают из фанеры и дощечек, ориентируясь на размеры донышка (рис. 53 б). Плетево прибивается к шаблону мелкими гвоздиками. Укрепив плетево на шаблоне, стойки прижимают к его боковым стенкам и переплетают «веревочкой» в 3 - 4 ряда. Ажурные борта хлебницы будут представлять собой сетку из идущих параллельно крученых стоек. Приступая к их плетению, последовательно перекручивают каждую пару расположенных рядом стоек (рис. 53 в, е). Затем на определенном расстоянии от донышка каждую стойку переплетают «веревочкой». Таким же способом плетется и второй ярус ажурных проемов. Заделывают кромку бортов одним из известных способов (рис. 53 г), рассмотренных ранее.
Другая хлебница или сухарница имеет прямоугольную форму. Ее донышко получают переплетением полосок, состоящих из двух и трех камышинок (рис. 53 д). Ажурные проемы на бортах расположены одним ярусом и получены простым скручиванием двух соседних стоек (рис. 53 е). Кромку бортов делают двухрядной.
Корзина
Хозяйственная корзина (рис. 54 г) примечательна тем, что для ее изготовления используются все известные вилы плетения - простое, ажурное и «веревочкой». Ручки же плетутся косичкой. Дно корзины получают простым переплетением под прямым углом стеблей камыша (рис. 54 а). Шаблон представляет собой ящик, сколоченный из дощечек и фанеры. Готовое донышко прижимают к шаблону прямоугольником из оргалита или фанеры. Такой способ крепления плетева хорош тем, что полностью защищает донышко от случайных повреждений (рис. 54 б). Первый и второй ряды боковых стенок корзины переплетают «веревочкой», а затем переходят на простое плетение (рис. 54 в). Чтобы стенки были достаточно прочными, через каждые 5-6 рядов простого плетения они периодически переплетаются «веревочкой». В верхней части корзины плетут ажурную кайму одним из известных способов, затем кромку борта оплетают «веревочкой» и заделывают. К готовой корзине прикрепляют ручки, сплетенные из трех толстых жгутов (о том, как их сплести, подробно рассказано в разделе «Плетенки из косичек»).
Используя камыш, окрашенный в яркие цвета анилиновыми красителями, можно сплести не только удобную, надежную, но и нарядную корзинку.
Геннадий Федотов Книга "Энциклопедия ремёсел" Плетение из сухих трав ЭКСМО г. Москва, 2003 г.
Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы
Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)
Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы
Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы
Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников
Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы
Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»
Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов
Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой
Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля
Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника
Ключевые теги: мастерская, ремесло, плетение, травы, плетение из сухих трав, художественная обработка рогоза, художественная обработка камыша, художественная обработка ситника, оплетка бутылей, оплетка стеклянных банок, декоративные кашпо, хлебница, сухарница, корз
|
|