COMGUN
 









Звонкая песнь металла. Часть 7. Второй высокий (серебро)

Серебро и его применение. В центре: Селена (римская Диана) — олицетворение луны, которой посвящено серебро. Роспись на дне краснофигурного килика «мастера Брига». 490—480 гг. до н. э. Берлин. Государственный музей.

«Второй высокий металл называется серебро, — писал в одном из своих трудов М. В. Ломоносов. — Сие от злата разнится больше цветом и тягостию. Цвет его столь бел, что ежели серебро совсем чисто и только после плавления вылито, а не полировано, то кажется оно издали бело как мел».

Серебро и золото —два «высоких» металла, которые часто стоят рядом в песнях, пословицах, поговорках. В старинной русской пословице говорится: «Луна — серебро, а красно солнышко — золото». В народных песнях «злато-серебро» символизируют деньги и богатство. «Мое злато-серебро в земле вычернило», — поется в одной из песен. Порой серебро так же, как и золото, связывали с мздоимством, обманом, жадностью, старостью, неуживчивостью. Серебряная ложка или ее миниатюрная копия символизировала успех, а серебряный ключ — взятку.

Но все же у многих народов этот благородный металл чаще всего соотносили с благополучием, радостью, целомудрием, знанием, красноречием, мужеством и благородством человеческого духа.

Серебро древние прочно связывали с луной, олицетворением которой в древнеримской мифологии была Диана, а в древнегреческой—Селена. Имя Селены происходит от слова «селес», означающего «блеск», «сияние». Селену изображали крылатой, с факелом в руке, ведущей за собой звезды, а также мчащейся в блестящей колеснице, запряженной парой белоснежных коней или быков. Рога быков символизировали серп луны, изображение которой считалось магическим.

На Руси богиня Луны Селена была покровительницей девушек. К ней обращались с заклинаниями, которые должны были помочь в трудную минуту. Особенно действенными считались те, которые произносились при полном сиянии луны.

Украшения с изображением луны считались священными и, по убеждению их владелиц, обладали волшебной силой. Были распространены так называемые подвески-лунницы, которые имели магическое значение, являясь своеобразными оберегами. В разных уголках России археологи находят подвески, имеющие форму лунного серпа, с рогами, обращенными вверх или вниз. Более дорогие лунницы делали из серебра, подчеркивая тем самым магическую связь металла с Луной. Крестьянские девушки носили подвески-лунницы, сделанные из простых сплавов, веря в то, что они охранят их от зла. В то же время подвески были не только амулетами, но и украшениями, красотой которых любовались.

Подвески отливали в каменной или глиняной форме, гравировали и украшали зернью. Классическим по технике исполнения и форме считаются лунницы из клада, найденного на Смоленщине в конце прошлого века. Они были выполнены русскими мастерами 54 в X веке из серебра и украшены зернью. Зернью называют мелкие серебряные или золотые шарики диаметром от 0,5 мм до 4 мм. Из равновеликих шариков на металлическом украшении выкладывают плоский или рельефный узор, который нередко сочетают со сканью.

Существует несколько способов получения мелких шариков, величиной от макового до просяного зернышка и крупнее. Предполагают, что русские мастера применяли следующий. Тонкую серебряную проволоку навивали виток к витку на стержень определенного диаметра. Чем тоньше стержень, тем мельче получатся шарики. Навитую серебряную спираль разрезали вдоль стержня, и она рассыпалась на одинаковые полусомкнутые колечки.

Затем колечки раскладывали в небольшие углубления, сделанные предварительно на куске древесного угля, расплавляли, и в каждой канавке они сплавлялись в шарики. Шарики наклеивали согласно задуманному рисунку на очищенное изделие вишневым клеем. На покрытое зернью изделие наносили затем припой— амальгаму из серебра, растворенного в ртути. При нагревании ртуть улетучивалась, а серебро прочно соединяло шарики с основой.

В старину люди верили в очистительную силу серебра. На Руси бытовал когда-то обычай «серебрить новорожденного», то есть при первом купании малыша в воду опускали серебряную монету.

На Стефана (2 августа по старому стилю), чтобы кони были здоровыми и сильными, их поили через серебро.

Освящая только что вырытый колодец, в него обязательно бросали серебряную монету. Такой обычай был известен во многих странах. О белолицых и румяных девушках в старину говорили: «Видно, она с серебра умывается».

Что это — суеверные предрассудки или же действительно серебро оказывает какое-то волшебное действие на воду?

Из истории известно, что в 327 году до н. э. войско Александра Македонского вторглось в Индию, но завоевать ее так и не удалось. Эпидемия тяжелейших желудочно-кишечных заболеваний, вспыхнувшая в войсках среди рядовых воинов, заставила полководца отказаться от своих намерений. Но оставалось загадкой, почему эпидемия почти не коснулась военачальников, включая самого полководца, которые пользовались серебряной посудой, а не оловянной, как рядовые.

Теперь научно доказано, что серебро способно обеззараживать воду. Свойство серебра используется в сложной космической технике для очистки питьевой воды. Так что космонавты, как говорили в старину, «пьют с серебра». Чтобы «пить с серебра», не нужно покупать дорогую серебряную посуду. В хозяйственном магазине можно купить простой и дешевый фильтр для очистки водопроводной воды. Наряду с активированным углем фильтр содержит серебро. Пройдя через фильтр, вода очищается от хлорки и других примесей, по вкусу напоминает родниковую. Недаром этот простейший бытовой водоочиститель называют родником. Так что казавшиеся суеверными предрассудками «серебрение младенца», «поение через серебро коней» и «освящение колодца» — не что иное, как простое обеззараживание воды ионами серебра.

Состоятельные люди очень дорожили серебряной посудой. У них бытовала такое понятие, как «фамильное серебро». Оно передавалось по наследству. За фамильным серебром тщательно ухаживали и подавали на стол лишь в особо торжественных случаях для знатных гостей. Богатый сервиз, выполненный знаменитыми серебряных дел мастерами, должен был свидетельствовать о зажиточности и знатности его владельца.

Более трех тысяч предметов входило в выполненный в едином стиле сервиз, принадлежавший некогда графу Орлову. Общий вес серебряных предметов, входящих в сервиз, составлял около двух тонн. И если бы он не представлял даже никакой художественной ценности или был бы разрушен, превратившись в металлолом, то и тогда бы он имел высокую стоимость. Но чаще всего серебряную посуду изготовляли талантливые мастера, и стоимость готового изделия во много раз превышала стоимость потраченного на него драгоценного металла: ведь эта посуда представляла собой бесценное произведение декоративно-прикладного искусства

Температура плавления серебра — 961,9 °С, плотность — 10,5 г/см3. Чистое серебро в технике и декоративно-прикладном искусстве применяется сравнительно редко, так как металл имеет низкую твердость. Для изготовления посуды и ювелирных изделий применяются сплавы серебра с медью, цинком и кадмием. Вводимые в серебро присадки увеличивают его твердость и снижают температуру плавления.

Каждый сплав серебра имеет определенное соотношение компонентов. На изделиях из него обязательно ставится так называемая проба — клеймо, указывающее количество чистого серебра в 1000 весовых частях сплава. Если, скажем, на серебряном изделии выбита цифра 916, это значит, что сплав, из которого оно сделано, содержит 916 весовых частей чистого серебра и 84 части примесей лигирующих металлов. В нашей стране для серебряных изделий установлены 750, 800, 875, 916 и 960-я пробы. Клеймо представляет собой четырехугольник, внутри которого расположена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Слева от звезды стоит номер пробы.

Сплав серебра 960-й пробы имеет самое высокое содержание чистого благородного металла. Он хорошо поддается пластической обработке: давлению, ковке, чеканке, вытягиванию. Из всех серебряных сплавов он имеет самую высокую температуру плавления и небольшой коэффициент линейного расширения. Благодаря этим свойствам он считается лучшим материалом для эмали и черни.

Серебро прекрасно обрабатывается режущими инструментами: хорошо гравируется, опиливается, рубится. Кстати, происхождение такого привычного нам слова «рубль» связано с рубкой серебра. В XII — XIII веках на Руси был так называемый безмонетный период, когда вместо чеканных денег имели хождение слитки чистого серебра — гривны. Слишком высокая покупательная способность гривны не всегда была удобна при расчете. Поэтому ее рубили пополам: каждая из отрубленных половинок соответственно стала называться рублем. С середины XV века рубль был официально принят в денежной системе Москвы.

Примерно в это же время появилась разменная монета — копейка. На мелких серебряных монетах, имеющих разное достоинство, чеканили всадника с мечом или же с копьем. Для краткости первую монету называли «мечевой», а вторую — «копейной». Постепенно слово «копейная» обкаталось в народной речи и превратилось в короткое и удобное для произношения слово «копейка». За прошедшие потом века много раз менялись рельефы на монетах, но неизменными остались их первоначальные названия.

Пластичность чистого серебра настолько высока, что из 1 г металла можно вытянуть проволоку длиной около двух километров! Чистое и высокопробное серебро почти не окисляется на воздухе. Поэтому из него изготовляли тончайшую проволоку — так называемую бить, применяемую для серебряного шитья. Серебро настолько хорошо куется, что высокая его пластичность позволяет изготовить из него лист толщиной в четверть микрона. Это свойство используется для производства сусального серебра, применяемого для отделки гипсовых и деревянных рельефов. Листочки сусального серебра (так же, как и золота) брошюруют в книжечки, в каждой по 60 листов. Для их изготовления применяют серебра высших проб — от 910-й до 1000-й. Клеймо, соответствующее каждому сплаву, проставляют на пломбе, подвешенной к корешку книжечки. Высокая пластичность серебра может играть не только положительную, но и отрицательную роль. Изделие из чистого серебра легко погнуть или смять.

Чем меньше в сплаве чистого серебра, тем выше его прочность. Одновременно с повышением прочности изменяется цвет. Серебряный сплав 800-й пробы имеет легкую желтоватую окраску. У серебра самой низкой 750-й пробы желтизна более отчетлива. Низкопробное серебро применяется в основном для изготовления столовой посуды. Серебряная посуда тускнеет довольно быстро от соприкосновения с пищей, содержащей слабые кислоты. Поэтому за столовым серебром нужен постоянный уход. Темные пятна удаляют смесью мела или зубного порошка с нашатырным спиртом. А целиком всю посуду освежают, промывая мыльной водой с небольшим количеством нашатырного спирта или же теплым содовым раствором.

Больших успехов в художественной обработке серебра достигли в X — XI веках мастера Киевской Руси. Древний автор Теофил, написавший трактат о технике ювелирного дела, подчеркнул высокие достижения киевских мастеров в художественной обработке металлов, в том числе и серебра. Он считал, что в эмальерном и черневом деле русские мастера уступают лишь византийским.

Древнерусские мастера искусно применяли отличающуюся сложностью исполнения технику перегородчатой эмали, скани и зерни, чеканки и басмы, в совершенстве владели искусством гравирования. Ими были созданы замечательные изделия из серебра с «припуском» черни. На черневом фоне гравированный рисунок казался мерцающим серебряным кружевом. Позднее, начиная с XII века, чернь применяется не только как фон для гравировки — создаются черневые узоры, фоном для которых служит чистая серебряная поверхность, порой покрытая тончайшим слоем золота.

Высокого мастерства достигли серебряных дел мастера Великого Новгорода, Владимира, Суздаля.

В XV—XVII веках центром серебряного производства стала Москва. В мастерских Московского Кремля изготовлялась серебряная посуда, на которую большое влияние оказала народная утварь из дерева и керамики. Это прежде всего братины, чарки и ковши. Некоторые из них использовались для «пожалований», то есть как награда за различные заслуги. В связи с этим на них гравировались дарственные надписи, выполненные славянской вязью; они обрамляли посуду, играя роль своеобразного орнамента. В XVI веке московские мастера добиваются больших успехов в черневом искусстве. Черневыми узорами украшаются тарелки, чары, стопы, табакерки и оклады икон.

Далеко за пределами Русского государства славилось искусство серебряных дел мастеров древнего северного города Великого Устюга. В его мастерских изготовлялись серебряные изделия, украшенные черневыми узорами особой красоты и необыкновенной прочности. Это самобытное искусство устюжане бережно донесли до наших дней.

Если говорить кратко, то процесс создания черневых узоров на серебре заключается в следующем. На поверхности серебра штихелями выполняют гравировку, углубления которой заполняют черным сплавом на серебряной основе. После шлифовки и полировки черневый рисунок эффектно выделяется на поверхности белого металла. Эта техника хорошо известна во многих странах мира, но тем не менее искусство северных мастеров остается до сих пор уникальным.

Современное предприятие в Великом Устюге, занимающееся производством изделий из серебра, называется «Северной чернью». Гравировку на изделиях из «металла Селены» выполняют в основном женщины и девушки. Работают они быстро, ловко срезая резцами тонкие серебряные стружки. Неглубокая гравировка позволяет резцу обрести высокую маневренность. Гравер свободно наносит на поверхность металла не только узоры, но и сложнейшие орнаментальные композиции по мотивам народных сказок и литературных произведений.

Но труд гравера становится более зримым только после того, как гравированное изделие будет покрыто чернью, обожжено и отполировано. Черневое изображение на поверхности серебра напоминает штриховой рисунок пером с тонкой реалистической трактовкой. Штрихи то пересекаются, образуя тончайшую сетку, то плавно ложатся по форме изображаемых предметов.

Развитию этого своеобразного стиля во многом содействовал старейший художник Евстафий Павлович Шильниковский, который долгие годы был художественным руководителем «Северной черни» и выполнял эскизы для серебряных изделий.

Северные мастера за многовековую практику разработали свой особый состав черни «вечной прочности». Секреты северной черни мастера бережно передавали из поколения в поколение. После революции Михаил Павлович Чирков был единственным мастером, знавшим секрет северной черни. Работая в открывшейся в 1929 году «Экспортной мастерской», а затем с 1933 года — в артели «Северная чернь», в которую была преобразована мастерская. Чирков учил молодежь художественному ремеслу, но секреты черни до поры до времени никому не передавал: чернь для нужд артели он составлял собственноручно.

Между тем охотников узнать секрет было предостаточно: англичане дважды предлагали мастеру крупные денежные суммы да иностранное подданство впридачу.

Время между тем брало свое. Престарелый мастер стал пристально приглядываться к молодым, которые работали рядом. Наконец выбор был сделан. И каково же было изумление мастеров, когда они узнали, что секрет черни Чирков передал молодой работнице Марии Угловской!..

Состав черни не представляет собой секрета. Но как и в каких пропорциях смешивать компоненты, сколько времени их плавить, какова технология обжига покрытых чернью гравированных серебряных изделий —это и есть тот секрет, который так ревниво охраняли северные мастера-черневики.

Чтобы получить чернь, в тиглях сплавляют в определенных пропорциях серебро, медь, свинец, серу и буру. В некоторые составы черни могут входить олово, висмут или хлористый аммоний (нашатырь). Жидкий сплав переливают в подогретую чугунную посудину и дают медленно остынуть. Затем его толкут и в порошок добавляют крепкий раствор хлористого аммония или смесь буры с поташом.

Вооружившись деревянной лопаткой, кашицеобразную черневую массу наносят тонким слоем на гравированную поверхность. Покрытое чернью серебряное изделие накаляют до определенной температуры в горне или муфельной печи, следя за тем, чтобы расплавленная чернь равномерно заполнила все углубления гравировки. Мастеру-черневику необходимо уметь вовремя угадать тот миг, когда нужно прекратить плавление: стоит только пропустить его, как чернь будет непоправимо испорчена. Практика показала, что самые точные приборы не способны конкурировать в этом с человеком. Только искусный и опытный мастер по едва уловимым, известным ему одному признакам может точно сказать, когда нужно прекратить 60 нагревание серебряного изделия. Это тоже один из секретов велико - устюжских мастеров.

Чтобы изделиям из дешевых сплавов придать более привлекательный вид, а заодно предохранить от коррозии, их серебрят, покрывая тончайшей пленкой драгоценного металла. Для этого применяются химический и гальванический способы серебрения. В старину серебрение, или наводку, выполнял мастер-серебрильщик с помощью амальгамы — серебра, растворенного в ртути. Покрытое амальгамой изделие обжигали до тех пор, пока соединенная с серебром ртуть не улетучивалась. Серебро при этом восстанавливалось на поверхности металлического изделия, образуя тонкий, но прочный серебряный слой. В прошлом веке в некоторых мастерских выпускали посеребренные самовары — прообразы современных никелированных с электрическим подогревом.

К наводке серебром по меди обратились и некоторые современные художники по металлу. Выразительность настенных панно, декоративных ваз и других художественных изделий достигается конкретным противопоставлением красной меди покрытым серебром участкам. Рядом с медью серебро отливает легкой голубизной. Иногда медь или латунь покрывают патиной, и тогда серебряный рисунок контрастно выделяется на темной поверхности металла.

Поскольку серебро оказывает обеззараживающее действие, его наносят тонким слоем на детали аппаратов, используемых в пищевой промышленности, которые находятся в контакте с сырыми и готовыми продуктами.

У серебра самая высокая отражательная способность.

С древнейших времен зеркала изготовляли из металла, который отполировывали до блеска. Модницы и модники всего света смотрелись в зеркала из полированной меди, латуни, стали и, конечно же, серебра. Ни один металл не мог соперничать с серебром, имеющим самую высокую отражательную способность.

Сегодня при изготовлении зеркал тоже используется серебро. Они есть в каждом доме и стоят очень дешево, так как драгоценный металл нанесен на стекло с обратной стороны очень тонким слоем. Без серебряных зеркал невозможно развитие современных оптических приборов: телескопов, микроскопов и др.

Серебро имеет высокую электропроводность и теплопроводность.

В современных квартирах оно присутствует не только в виде посуды, зеркального покрытия, но и в радиоаппаратуре. В ответственных узлах телевизоров и магнитофонов из серебра изготавливают контакты. Серебряные контакты долговечны, износоустойчивы и не окисляются. Они незаменимы в электронике, автоматостроении и радиосвязи.
Сплавы серебра с простыми металлами называются билонами. Билон, представляющий собой сплав серебра с оловом, имеющий хорошие литейные свойства, применялся в древности для отливки различных женских украшений. Подобные украшения были обнаружены при раскопках древнего Новгорода. Среди них было височное ажурное кольцо с изображением коньков, отлитое в XIII веке.

Серебряные припои — промежуточный сплав металлов, применяемый при пайке. Припой на соединяемые детали наносится вместе с флюсами, которые обеспечивают защиту мест спайки от окисления. Припой ПСр —45 содержит 45% серебра, 30% меди и 25% цинка. Он применяется для пайки изделий из бронзы, меди, стали, никеля. Температура плавления — 675°С. Высокой прочностью обладает другой припой — ПСр — 50Кд, который применяется для плавки почти всех металлов. Он состоит из 50% серебра, 16% меди, 16% кадмия, остальное — цинк. Благодаря введению в его состав кадмия снизилась температура плавления. Она стала равной 595°С.

Активно используют сегодня и соединения серебра. Нитрат серебра применяется для серебрения зеркал. Под названием «ляпис» этот химикат известен как бактерицидное вяжущее лекарственное средство. Он является также необходимым сырьем для получения других соединений серебра. Им окрашивают стекло в желтый цвет.

Бледно-желтым кристаллам — бромиду серебра — человечество обязано рождением фотографии и кинематографа. Ведь это соединение— компонент смеси светочувствительного слоя фотобумаги, фотопленки и кинопленки.

Кристаллы ацетата серебра применяются в гальванотехнике, для серебрения различных металлов.

С помощью соединений серебра можно даже оказывать влияние на погоду, правда, в небольших масштабах. Если возникла острая необходимость в том, чтобы из тучи пошел дождь, на помощь может прийти иодид серебра, который сбрасывают с самолета. Влага с помощью этого соединения конденсируется в капельки, которые опускаются на землю проливным дождем.

Можно было бы перечислять и другие соли серебра, используемые в народном хозяйстве. Хотя серебро и считается вторым после золота благородным металлом, но по разнообразию и универсальности применения золото уступает ему первенство.



Книга «Звонкая песнь металла»
Федотов Г.Я.
«Просвещение»
г. Москва, 1990 г.



Звонкая песнь металла. Часть 1. Во кузнице кузнецы…

Звонкая песнь металла. Часть 2. Этюды о металлах

Звонкая песнь металла. Часть 3. Металл из глины (Алюминий)

Звонкая песнь металла. Часть 4. Главный металл (Железо)

Звонкая песнь металла. Часть 5. На смену камню (Медь)

Звонкая песнь металла. Часть 6. Восставший из пепла (Цинк)

Ключевые теги: мастерская, звонкая песнь металла, металл, серебро



Другие новости по теме:

Просмотров: 161   Автор: space 5-09-2024, 09:52    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей