|
Материал
§ 34. Выбор материала
Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из мягких лиственных пород для резьбы наиболее часто применяют липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Особенно хорошо на ней выполняется плосковыемчатая и плоскорельефная резьба. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями-шкатулки, рамки, полочки, а также резные игрушки и посуда.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитирует другие породы, например красное дерево, черное дерево. Эти качества делают ее пригодной для всех видов работ. Однако из-за небольших размеров стволов, часто встречающегося косослоя и гнили в ядре, а также ввиду незначительных запасов ольху применяют реже липы и лишь для мелких изделий.
Прекрасный материал для резьбы-древесина березы. Она тверже липовой и ольховой и режется труднее, но качество резьбы лучше -рельеф получается более четким и чистым. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки-способность легко поглощать и отдавать воду, а также склонность к короблению и растрескиванию что не позволяет применять ее в больших изделиях (с большим сечением брусков). Из березы можно делать накладные резные украшения и небольшие детали мебели.
Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах-используют древесину осины и тополя. По физико-механическим свойствам древесина осины близка к липовой, но при резьбе она чаще скалывается. Ограничивает использование осины и тополя часто встречающаяся в растущем дереве ядровая гниль.
Из твердых лиственных пород для резьбы используют древесину дуба, буна, ореха, карагача, груши, клена и др.
Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины, но очень выразительна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но больше скалывается. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую тонкую резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается, особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладном резьбы в сочетании с другими породами, применяемыми для облицовывания. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и станковой скульптуры древесина ореха также считается лучшим материалом.
Древесина карагача по физико-механическим свойствам близка к дубовой, но обладает более ярко выраженной текстурой и контрастными цветовыми переходами, что не всегда желательно в резьбе, так как сбивает ее ритм. Являясь в то же время ценным облицовочным материалом, древесина карагача применяется в резьбе реже, лишь для крупных панно или станковой скульптуры.
Древесина груши, обладая высокой твердостью, отличается однородностью и поэтому хорошо и чисто режется во всех направлениях без задиров и сколов. Она мало коробится и растрескивается, хорошо окрашивается, особенно в черный цвет, имитируя черное дерево, хорошо отделывается. Из груши изготовляют мелкие сувенирные изделия, украшенные рельефной резьбой, накладные резные украшения для мебели, миниатюрную деревянную скульптуру.
Клен обладает твердой и плотной древесиной с красивым цветом и текстурой. Режется клен тяжело, но чисто, без сколов, хорошо передавая тончайшие движения резца. Резные изделия из клена очень выразительны и декоративны.
Для мелких резных изделий используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню, платан, самшит.
Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников окон, карнизов, простенков домов, ворот (домовая резьба). Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности и окраске слоев ранней и поздней древесины сосны не затрудняет выполнение и восприятие резьбы. Смолистость сосны обеспечивает долговечность резных украшений домов. Ель мягче сосны и режется легче, но у нее больше сучков и часто встречаются очень твердые (роговые) сучки, вызывающие поломку инструмента. Кроме того, ель малосмолиста и менее долговечна, чем сосна, поэтому ее реже применяют для резьбы.
Очень хорошо режется, обладает красивой текстурой и цветом древесина недра. Кедр применяют в мебельной промышленности. Из него можно делать прекрасные изделия, украшенные резьбой. Еще ценнее древесина тиса. Она обладает большой однородностью, красивым цветом, долговечна, прекрасно поддается резьбе, точению, хорошо отделывается. Ограниченные запасы этой древесины позволяют использовать ее только для изготовления небольших художественных изделий.
Из иноземных пород для резьбы используют разновидности красного дерева: махагони и макаре. По твердости они близки к ореху, но режутся хуже, давая сколы. Эти породы применяют для изготовления накладной резьбы и моделей для производства пластмассовых накладных украшений, имитирующих резьбу.
Для резьбы необходимо отобрать высококачественную древесину, не имеющую таких пороков, как наклон волокон, свилеватость, прорость, сучки, трещины, червоточина и гниль. Лишь в крупной домовой резьбе допускаются на сосне мелкие здоровые сросшиеся сучки.
§ 35. Подготовка материала
Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми.
Кряжи, предназначенные для объемной резьбы (игрушки, скульптура малых форм), очищают от коры и раскалывают на заготовки по радиусу. Заготовки высушивают до влажности 8 - 10%.
Для станковой скульптуры кряжи очищают от коры не полностью: на концах оставляют неокоренные кольца шириной 20 - 25 см. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой или закрашивают масляной краской. Кряжи выдерживают для высыхания в комнатных условиях один-два года.
Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности (8 ±2)%, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности резьбы хуже. Кроме того, в дальнейшем такая древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются сколы.
Большое значение имеет срез доски —тангенциальный или радиальный. На тангенциальном срезе резать труднее, но резьба получается более выразительной и красивой. Доска радиального распила легче режется и меньше подвержена короблению, поэтому при изготовлении крупных деталей таким доскам надо отдавать предпочтение.
Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем строгают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.
Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление годичных слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением годичных слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями может дать разный тон по брускам. Склеенную заготовку строгают по пласти на рейсмусовом станке или хорошо выверяют и зачищают вручную рубанком.
Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент.
Резьбу на деталях мебели удобнее выполнять до сборки их в изделие, поэтому детали должны быть предварительно тщательно подогнаны и обработаны.
Книга «Мозаика и резьба по дереву» Т.А. Матвеева г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.
Резьба. Часть 1. Виды резьбы
Резьба. Часть 2. Виды резьбы (продолжение)
Ключевые теги: мастерская, резьба, материал, выбор материала, подготовка материала
|
|