COMGUN
 









Секреты бондарного мастерства. Часть 29. «Шла девица за водой…»
Г. Я. Федотов
Книга "Секреты бондарного ремесла"
Издательство "Экология",
г. Москва, 1991 г.



Так повелось с незапамятных времен, что ходить за водой к источнику было обязанностью и привилегией женщин. Грузинка шла за водой с кувшином на плече, жительница горного Дагестана — с металлическим сосудом мучалом за спиной, а россиянка — с деревянными бондарными ведрами на коромысле. Типы водоносной посуды вырабатывались в народном быту веками, с учетом обычаев и природных условий. Если кувшин и мучал были удобны для переноски воды по каменистым горным тропкам, то ведра — на равнинной и холмистой местности.

С незапамятных времен любой водный источник, будь то родник или колодец, был местом ежедневной встречи женского населения деревни или села. У колодца можно было поговорить, узнать последние деревенские новости, показать свои обновки, поделиться радостью или печалью. Порой девиц встречали у колодца ухажеры, помогавшие в знак своего расположения нести (как поется в народной песне) «ведерочки дубовые». Именно такая сцена изображена на лубочной картинке XVIII века. Понятно, что ходить по воду неряхой было не принято. Ведра тоже брали те, что получше, несли их на коромыслах, украшенных резьбой или яркой росписью.

В музеях нашей страны хранятся также маленькие ведра и коромысла, предназначенные для детей, которых с малых лет приучали к труду. Может появиться возражение: носить тяжести женщинам, а тем более девочкам-подросткам, вредно. Но самое удивительное — старинные ведра имели вес, не противоречащий современным нормам, допустимым при поднятии и переноске тяжестей, указанных в законе об охране женского труда. Два ведра, наполненные водой, весили не более 20 кг. В. И. Даль пишет в Толковом словаре: «В обиходе два ведра на коромысле должны быть в подъем женщине». Поэтому, если в семье не было человека, владеющего бондарным ремеслом, то ведра заказывали бондарю-ведернику. Он-то и изготовлял ведра «в подъем» заказчице, то есть такие, чтобы нести их можно было легко, без надрыва. Разумеется, детские ведрышки были совсем крохотные, а к ним делали небольшое коромыслице, да такое, чтобы было по плечу.

Как уже было сказано, впервые ведро упоминается в «Повести временных лет» (XII век). До введения в 1918 году метрической системы ведро, имевшее емкость около 12 л, было распространенной мерой жидкости в России. Как подтвердили раскопки древнего Новгорода, в XIV—XV веках объем ведра равнялся 11,75 л. В начале XX века емкость мерного (так называемого казенного) ведра была 12,29 л. Такое количество воды весит ровно 30 фунтов (в каждом фунте 409,5 г). В ведро можно было налить 10 мерных кружек воды емкостью по 1,23 л, весом 3 фунта. Ведро использовалось для определения объема стандартной бочки В нее входило ровно 40 ведер жидкости, то есть около 490 л.

Современное стандартное ведро вмещает 12 л жидкости, поэтому в быту его широко применяют в качестве меры при самых различных обстоятельствах. При купле и продаже им измеряют не только жидкости, но и фрукты, овощи, ягоды

Современные металлические ведра имеют цилиндрическую или коническую форму. Коническое ведро, если его анализировать с точки зрения стереометрии, представляет собой усеченный конус, предполагаемая вершина которого находится внизу Верхний ободок ведра — это основание конуса, а донышко — плоскость его сечения. Традиционное металлическое ведро — это расширяющийся кверху сосуд. По этому же принципу делали и бондарные ведра Такие ведра изображены на рисунке из альбома Мейерберга, выполненном в 1903 году. Но в этом же альбоме есть изображения других ведер, у которых, наоборот, тулово сужается кверху. Этот тип бондарного ведра был известен еще в глубокой древности и широко использовался в древнем Новгороде. В дальнейшем, вплоть до начала XX века, преобладали ведра именно такой формы. Об этом свидетельствуют рисунки из старинных книг, народные лубочные картинки.


Водоноска. Фарфоровая статуэтка. Завод Гарднера. XIX век. Внизу: ведро для переноски воды в руках и на коромысле

В XIX веке на Императорском фарфоровом заводе было налажено производство небольших статуэток, изображающих простых людей за различными занятиями. В них с большой достоверностью передавалась одежда, головные уборы, обувь, а также всевозможная утварь и орудия труда. Среди подобных статуэток довольно распространенными были фигурки водоносок, у которых на коромыслах были ведра новгородского типа, то есть сужающиеся кверху. Такие бондарные ведра предпочтительнее по двум причинам во-первых, при переноске вода в них меньше расплескивается, во-вторых, сама форма способствует увеличению прочности. Самую большую нагрузку испытывают в бондарном ведре клепки с ушами. Когда ведро висит на дужке, именно эти клепки испытывают самую высокую нагрузку — сила тяжести стремится вырвать их из остова. Но поскольку каждая клепка имеет форму клина, то при движении в одну сторону она ослабляет остов, а при движении в другую, наоборот, заклинивает, как у ведра, сужающегося кверху. Такое ведро было гораздо прочнее, чем с расширяющимся верхом.

Прочность ведра во многом зависела от выбора древесины. Еще в XVIII веке на деревенских посиделках в Тульской губернии пели такую песню-

По задворью сударушка ходила
Водицу носила
Коромысло кипарисно, ведерцы дубовы,
Обручья ветловы

Конечно, то, что «коромысло кипарйсно» — поэтическое преувеличение, а вот сведения о клепках и обручах вполне достоверны. И по сей день тульские бондари считают, что для бондарной посуды нет лучше древесины, чем дубовая. Правда, сейчас использовать дубовую древесину становится все труднее, поскольку ушло то время, когда шумели кругом непроходимые дубравы, снабжавшие древоделов ценным материалом.

В северных районах страны, где дуб не растет, на изготовление бондарной посуды, в том числе, ведер, шли местные породы, ель, сосна, кедр, липа, осина и ольха. Древесина этих деревьев хорошо обрабатывается, достаточно прочная, а главное — легкая Небольшой вес — это одно из главных достоинств ведра. Действительно, какой резон на колодец, родник, речку и обратно носить лишний груз. По этой же причине клепки стараются делать более тонкими, разумеется, в меру, чтобы не в ущерб прочности. Хотя она может быть и меньше, чем, скажем, у бадьи, которая всегда находится при колодце, не один десяток раз на день опускаясь в него.

В нашем рисунке даны размеры ведра, имеющего емкость 12 л, то есть такую, какую имеют современные стандартные ведра из листового металла.

Ведро изготовляют в той же последовательности, что и кадку. При изготовлении и подборке клепок нужно обязательно добиться того, чтобы расстояние между серединами ушек было равно 1 /2 периметра. Только при соблюдении этих условий в собранном остове ушки окажутся точно друг против друга. Надо также иметь в виду, что чем длиннее ушки ведра, тем меньше опасность раскалывания их давлением дужек.

При необходимости объем бондарного ведра можно увеличить или, наоборот, уменьшить. Все будет зависеть от того, для кого и каких целей нужно ведро. Ведь, кроме ведер, в которых переносят воду на большие расстояния, в хозяйстве необходимы и другие, которые используют в доме и во дворе. Из них поят коров и лошадей, выносят жидкий корм скоту. Такие ведра могут быть более вместительными, а для того, чтобы проволочная дужка не резала руку, на нее надевают деревянную рукоятку. Ее вытачивают из прочной и однородной древесины березы, бука и дуба. В точеной ручке сверлят сквозное отверстие диаметром 8 мм. Чтоб обойтись без токарного станка, рукоятку вырезают из круглого ствола клена, черемухи, рябины, ивы или бузины. Ствол бузины хорош тем, что благодаря рыхлой сердцевине в нем легко просверлить отверстие стальной проволокой с расплющенным концом.

Дужку ведра изготовляют из стальной проволоки, имеющей толщину 7—8 мм. Можно использовать готовую дужку от старою металлического ведра. Удалив ржавчину шлифовальной шкуркой, дужку протирают олифой или льняным маслом и обжигают на огне до появления темно-коричневого цвета. Тонкая пленка олифы будет долгое время препятствовать образованию ржавчины. Форма и конструкция дужек зависит от того, каким образом предполагается использовать ведра. Если они предназначаются для подвешивания на крюк коромысла, водоразборной колонки или колодезной цепи, то в середине дужки делают небольшой выгиб. Он не дает дужке соскальзывать с крюка.


Фрагмент лубочной картинки «Пожалуйста, отдай мне ведра». XIX век (прорисовка)


К водоносным ведрам можно сделать удобное коромысло.

Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка. «Сидят две галочки на палочке7» Это о ведрах с коромыслом.

На Руси были известны три типа коромысел, палкообразные, гнутые и вырезные. Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только ведра, но и выстиранное белье Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло. Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать ведра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи, поэтому вместо нее стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра.

Такой тип коромысла существует в ряде районов нашей страны и поныне. Но все же более широкое распространение получило гнутое коромысло. Оно есть в каждом сельском доме, где жители пользуются колодцами. Деревообрабатывающие цехи леспромхозов выпускают гнутые коромысла длиной 1100, 1250 и 1350 см. Если в хозяйственном магазине села есть коромысла всех указанных размеров, то взрослый человек подберет то, которое ему больше подойдет, то есть с учетом роста. Разумеется, даже самое маленькое коромысло будет великовато для девочки-под-ростка.


Изготовление гнутого коромысла (а — распаренная заготовка в гну-тарном приспособлении; б — сгибание заготовки с помощью клиньев; в — обтесывание согнутой заготовки)

В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.

Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.

Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра. Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.

Распарить заготовку можно с помощью паяльной лампы. Вымоченную в пруду, речке или ручье заготовку прогревают в середине паяльной лампой до появления пара. Чтобы древесина не подгорела или (еще хуже) не обуглилась, пламя держат на оптимальном расстоянии, которое определяют опытным путем. Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.

Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым утлом к изогнутой наплечной части. Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делают из металлических полосок, которые привинчивают к древесине шурупами.

Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой, затем пропитывают горячей олифой и расписывают масляными красками. Если вместо росписи используют резьбу, то коромысло пропитывают олифой в самую последнюю очередь.


Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»

Секреты бондарного мастерства. Часть 2. От дупла до бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка

Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки

Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа

Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава

Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи

Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава

Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады

Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 13. Изготовление параболической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне

Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок

Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка

Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд

Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек

Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки

Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок

Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце

Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец

Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»

Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики

Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек

Секреты бондарного мастерства. Часть 28. Колодезная труженица

Ключевые теги: мастерская, бондарное ремесло, бондарная посуда, коромысло, ведро для переноски воды в руках, водоносное ведро, изготовление гнутого коромысла



Другие новости по теме:

Просмотров: 52   Автор: space 20-11-2024, 10:11    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей