|
Народным мастерам известно множество приемов плетения. Сейчас вы узнаете об одном довольно простом, но в то же время оригинальном способе плетения — «узлом», или «бантом». Последнее название говорит о том, что действительно внешний вид этого плетения напоминает обычный бант. Способ плетения знаком многим — так плетут венки из одуванчиков.
Сначала нужно научиться выплетать «бант» на специальной вилке, согнутой из толстой проволоки. Вместо полоски из травы можно использовать ленту из плотной ткани. Последовательность операций показана на рис. 55.
Ленту оборачивают вокруг верхнего стержня (рис. 55 а) и прижимают к нему пальцем. Затем ленту одновременно обводят вокруг верхнего и нижнего стержней (рис. 55 б). Снова прижав ее пальцем левой руки к верхнему стержню, просовывают конец между обоими стержнями слева (рис. 55 в). Затем обводят его вокруг натянутых вертикальных полосок и снова просовывают между стержнями (рис. 55 г). Для прочности узла можно выполнить двойную и даже тройную обводку. Получившийся узел затягивают как можно сильнее, и первый элемент плетения готов (рис.55 д). Обернув ленту вокруг верхнего стержня 2 раза (рис. 55 е), в той же последовательности формируют следующий элемент.
Когда после некоторой тренировки вы сможете быстро, почти не глядя, выплетать отдельные элементы, приступайте к работе с растительными материалами — сплетите сначала прямоугольник, а затем круг. Они составляют основу большинства плетеных изделий.
Перед началом плетения снопики рогоза развязывают, разъединяют листья. Выбирают из них здоровые, неповрежденные и рассортировывают по длине и ширине. Для плетения нужны листья шириной около 1 см. Узколистый рогоз имеет примерно такую ширину, а широколистый побольше. Поэтому в зависимости от ширины его либо разрезают вдоль пополам, либо обрезают лишние края.
Так же на полоски шириной в 1 см разрезаются листья кукурузных початков. Их режут ножницами или специальным резаком на доске с зажимом (рис. 56). Кончик кукурузного листа закрепляют в зажиме и продвигают резак на себя. Лист разрезается одновременно сразу на несколько полосок одинаковой ширины. А чтобы резак не рвал волокна листа, его лезвие предварительно тщательно затачивают и направляют на оселке.
Сухие травы недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед началом работы их увлажняют, опуская на несколько минут в воду, а затем завертывают в мокрую ткань: окрашенные — в одну, неокрашенные — в другую. В процессе плетения подсыхающую ткань время от времени смачивают чистой водой.
Чтобы выплести прямоугольник, сгибают жгут, скрученный из камыша или рогоза, — так, как была согнута вилка, и последовательно выплетают первый ряд (рис. 55 з), а затем, согнув жгут в другую сторону, — второй ряд (рис. 55 ж). Все остальные ряды выплетаются в той же последовательности до тех пор, пока не будет получен прямоугольник нужных размеров.
Круг выплетается почти так же, как и прямоугольник, только оплетаемый лентой жгут сгибают так, чтобы получилась спираль. Перед началом плетения конец жгута свертывают в кольцо и перевязывают суровой ниткой (рис. 55 и). Отступив от кольца на небольшое расстояние, обертывают один конец ленты вокруг жгута, а другой продевают в кольцо. Дальнейший ход плетения ничем не отличается от того, о котором было рассказано выше. Разница лишь в том, что ряды плетений будут идти не параллельно, а по спирали (рис. 55 к). Только при этом нужно постоянно иметь в виду, что с каждым новым витком диаметр круга будет увеличиваться и, чтобы не образовались прорехи, в каждом последующем ряду выплетают дополнительные «банты».
Необходимо, чтобы плетение было достаточно прочным. Для этого каждый узел затягивают как можно туже, но так, чтобы не оборвалась травяная лента. Когда очередная лента или жгут кончаются, их наращивают новыми. Новый жгут скручивают с оставшимся концом старого и тут же, чтобы они не распались, оплетают лентой. Ленту же наращивают, подкладывая новую под оставшийся конец старой. Следует помнить, что нельзя одновременно наращивать и ленту и жгут, так как именно в этих местах ослабленное плетево легко разрывается. Поэтому плести нужно так, чтобы лента и жгут не кончались одновременно.
Сплетенные круг и прямоугольник можно с успехом использовать в качестве подставок под горячее. Надо сказать, что такие подставки отличаются необыкновенной прочностью и долговечностью, а главное, высокими теплоизоляционными свойствами.
Сплетенные заготовки могут также служить основой для дальнейшего плетения сумок, подносов, всевозможных коробок и других изделий.
Прямоугольную сумку выплетают с донышка, постепенно, ряд за рядом наращивая борта. Чтобы сумка имела правильную форму, для ее плетения используют шаблон, который представляет собой ящик, сколоченный из дощечек и фанеры. Перед тем как начать плести борта, донышко прикрепляют мелкими гвоздиками к одной из граней шаблона. Когда сумка приобретет достаточную глубину, к краям бортов с помощью лент прикрепляют две круглые ручки. Каркасы ручек выгибают из свежесрезанного или же распаренного ивового прута. Кольца ручек должны быть одинаковыми. Добиться этого можно следующим образом. Нужно найти подходящую по размерам банку или кастрюльку и вставить в нее, осторожно скручивая в кольцо, несколько предварительно распаренных прутьев (всегда должен быть запас на случай, если какое-либо кольцо неожиданно сломается). Банку или кастрюльку с заправленными в них прутьями ставят для просушки на солнце, а зимой — напечь или батарею. Прутья, извлеченные из цилиндрической посудины, даже после высыхания сохранят форму колец. Готовые кольца оплетают лентой.
Корпус круглой сумки (рис. 55 л) состоит из трех частей — двух кругов и прямоугольной полосы. Каждую часть плетут отдельно, а затем соединяют между собой лентами из рогоза или листьев кукурузных початков. Ручки этой сумки имеют форму дуг. Их каркас выгибают из ивового прута. Оплетают ручки одним из приведенных выше способов. Сумки будут выглядеть более нарядными, если для плетения используется также и окрашенная трава. Чередуя разноцветные ряды, можно добиться гармоничного их сочетания и декоративной выразительности.
На основе круга и прямоугольника можно сплести множество красивых и полезных вещей —лотков, подносов, поставцов, хлебниц, ваз для овощей и фруктов.
Травы хорошо сочетаются с деревом. Используя эти материалы, можно создать множество оригинальных декоративных изделий. Так, например, блюдо может иметь деревянное донце, а борта —сплетенные из травы. Из тонкой дощечки или фанеры выпиливают круг, по краям которого на равном расстоянии друг от друга сверлят одинаковые отверстия. Вставляя травяную ленту поочередно в каждое отверстие, постепенно выплетают первый ряд, а за ним по спирали все последующие. В случае, когда блюдо предполагается использовать как настенное декоративное украшение, особое внимание уделяют отделке донышка. Если его древесина имеет ярко выраженную текстуру, как, например, у сосны, лиственницы и кедра, то какой-либо дополнительной обработки не требуется. Однако в некоторых случаях текстуру усиливают тонированием или обжигом. На деревянном донышке из липы, березы, осины и ольхи, имеющих слабовыраженную текстуру, желательно выполнить резьбу.
Освоив более основательно различные приемы плетения, можно попробовать свои силы в работе над декоративным панно. На первых норах следует воспользоваться готовыми эскизами. Настенное панно «Сова» (рис. 55 м) выполняется из отдельных деталей. Вначале надо сплести туловище вместе с хвостом, затем голову. Глаза делают из веревки, свитой из рогоза и предварительно окрашенной в темный цвет. Скрученная спиралью веревка прикрепляется к голове суровыми нитками. В самую последнюю очередь выплетаются мелкие детали.
Для композиции «Лев» надо изготовить прямоугольную раму-основу из тонких реек. Потом сплести солнечный круг и прикрепить его к раме веревками, свитыми из рогоза или камыша. Веревки будут имитировать солнечные лучи. Когда все детали будут изготовлены и укреплены, узкой лентой оплетают рамку. Оплести ее можно тем же способом, что и ручки сумок. Следует помнить, что цвет делает композицию более красочной и выразительной. Поэтому заранее нужно подумать, какого цвета могут быть те или иные детали. Приступая к разработке самостоятельных эскизов, нельзя забывать, что их делают с учетом особенностей технических приемов плетения и декоративных возможностей растительного материала. Только тогда можно добиться успеха.
Геннадий Федотов Книга "Энциклопедия ремёсел" Плетение из сухих трав ЭКСМО г. Москва, 2003 г.
Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы
Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)
Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы
Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы
Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников
Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы
Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»
Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов
Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой
Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля
Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника
Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника
Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника (продолжение)
Ключевые теги: мастерская, ремесло, плетение, травы, плетение из сухих трав, художественная обработка рогоза, художественная обработка камыша, художественная обработка ситника, плетение из рогоза
|
|