|
Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба |
|
|
|
Рукомойник. Фрагмент. Архангельская обл. XIX в. Во все времена народные мастера применяли объемную резьбу для украшения жилищ, мебели, посуды, хозяйственной утвари и орудий труда. Скульптурное изображение коня или птицы венчало гребень тесовой кровли. Миниатюрные резные коники украшали ручки ковшей, навершия швеек и даже служили деталями ткацкого станка. Обычный столярный рубанок вырезался зачастую в виде экзотического льва. А традиционная посуда - скопкари, ендовы, ковши и солонки - в большинстве случаев обретала форму утиц. Между делом мастерил крестьянин для детей всевозможные игрушки. В Архангельской и Нижегородской губерниях постепенно возникли целые игрушечные промыслы. |
|
|
Печные работы. Часть 12 |
|
|
|
Топка печей
Нагревание печей зависит от состояния печи, топлива, умения правильно топить печь.
За печью следует систематически ухаживать, т. е. чистить, замазывать даже самые незначительные трещины, которые могут привести к образованию конденсата. Например, через 2-миллиметровую трещину вокруг периметра рамки задвижки в течение часа просачивается до 15 м³ воздуха, который, нагреваясь до 80...100°С, будет уносить тепло, а это составляет 10% его потерь. |
|
|
Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение) |
|
|
|
Гадание на венках
В девичьих гаданиях особенно широко использовались венки, сплетенные в троицкие и купальские праздники. В некоторых местах венки для гаданий сплетали из четырех трав — медвежьего уха (коровяка), ивана-да-марьи, лопуха и богородской травки (чабреца). Венки пускали по течению реки и наблюдали за тем, как они плывут, преодолевая порой различные препятствия (рис. 13). Тонущий венок был плохим предзнаменованием. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки |
|
|
|
«Не сеяно, не молочено, в воду обмочено, камнем пригнетено, к зиме приблюдено?» — загадывает старинная русская загадка. Нетрудно догадаться, что речь в ней идет о грибах или ягодах, уложенных в кадках под гнетом. Но гнет необходим не только при заготовке впрок так называемых даров леса, но и «сеяных» овощей и фруктов. Кладут его сверху на кружок для того, чтобы заложенные в кадку соления и мочения не всплывали, а постоянно находились в рассоле. |
|
|
Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба |
|
|
|
Менее известна другая разновидность геометрической резьбы - скобчатая. Быть может, это связано с тем, что полукруглая стамеска, которой выполняется скобчатая резьба, появилась намного позже ножа и не имела такого широкого распространения. В основном ее можно было встретить только в доме профессионального мастера.
Приложите острие полукруглой стамески к поверхности мягкой древесины и слегка вдавите в нее. На дереве отпечатается след, похожий на скобку. Отсюда и название скобчатой резьбы. Иногда ее еще называют ногтевидной, и тоже не случайно. Попробуйте нажать ногтем на поверхность, например, пластилина, и вы получите вмятину, очень похожую на ту, которую оставило острие полукруглой стамески на древесине. |
|
|
Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора (продолжение) |
|
|
|
§ 26. Отделка мозаичных наборов вручную
Технология. При ручной отделке мозаичных наборов применяют главным образом нитроцеллюлозные лаки. Лак наносят на поверхность набора тампоном или мягкой плоской кистью-флейцем. Вязкость лака должна быть 50—60 с по вискозиметру ВЗ-4.
На подготовленную и очищенную от пыли поверхность набора наносят лак в одном направлении полосками так, чтобы последующая полоса частично перекрывала предыдущую. При лакировании тампоном лак наливают внутрь тампона. Макать тампон в лак не следует. После первого покрытия поверхность мозаики просушивают в течение 1—2 ч, затем шлифуют шлифовальной шкуркой зернистостью 3 или 4 вручную с помощью деревянной колодки. Очистив поверхность от пыли, наносят второй слой лака, так же как и первый. После сушки покрытия в течение 3—4 ч поверхность слегка шлифуют шкуркой зарнистостью 3 и лакируют третий раз, применяя более жидкий лак вязкостью 30—40 с по вискозиметру ВЗ-4. Покрытие выдерживают до полного высыхания лака (не менее суток). После этого приступают к облагораживанию поверхности покрытия. |
|
|
Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы |
|
|
|
Травы издревле одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непороды. Многие из них были введены в культуру, давая пищу, одежду, строительные и поделочные материалы. Даже хлеб насущный — в буквальном смысле слова великий дар травянистых растений из семейства злаковых.
Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие оказывали травы на народное искусство. Вышивки, кружева, плетения, набойные ткани, роспись по дереву, металлу и керамике испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только дорогих сердцу народного художника луговых и лесных трав, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотных растений. |
|
|
Ручная лепка сосудов. Часть 5. Формовка на болванках. Формовка на веревочной болванке |
|
|
|
Этим древним способом можно формовать только сосуды с широким горлышком, например, крынку для молока или вазу. При любом способе лепки сосуда гончар всегда старается уделить большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения сосуда. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин (крынка) всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, воды, пива или вина, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. |
|
|