|
Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады |
|
|
|
Старые бочары говорят: «Каковы лады (клепки), такова и бочка», подразумевая под бочкой бондарную посуду вообще. Эта простая истина давно стала пословицей, образно передающей зависимость общего от частного. И этот образ выбран не случайно, поскольку эта зависимость в бондарном изделии проявляется наиболее ярко. Благодаря ей отдельные клепки, найденные при раскопках древнего Новгорода, позволили доподлинно реконструировать посуду, которой пользовались на Руси в X - XI веках. |
|
|
Декоративный бетон |
|
|
|
Еще в Древнем Риме бетон был известен как надежный и прочный строительный материал. (В переводе с латинского «бетон» означает «горная смола».) Основу этого материала составлял цемент, который вырабатывали из вулканического пепла и извести в городе Пуццоли, расположенном близ вулкана Везувий. Некоторые античные здания, построенные из этого бетона, сохранились и до наших дней.
Особенность бетона заключается в том, что, подвергаясь воздействию влаги, он не только не разрушается, а, наоборот, становится с каждым годом все прочнее. |
|
|
Печные работы. Часть 7 |
|
|
|
50% пожаров происходит вследствие неисправного состояния печей, дымовых труб и т. д. Небрежно выложенная печь всегда дает осадку, в ней появляются трещины и из швов выкрашивается раствор. Проникающие через трещины и швы горячие газы, искры и огонь приводят к быстрому загоранию конструкций, особенно деревянных (дерево воспламеняется при нагревании до 300°С). Особенно быстро загорается сильно высушенная древесина. К пожарам приводит и загорание сажи, большое количество которой накапливается в дымовых каналах. Во избежание загорания деревянных конструкций, прилегающих к печи, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого деревянные стены, перегородки, перекрытия и т. д. следует располагать на определенном расстоянии от нагревающихся поверхностей печи или изолировать их нетеплопроводным и несгораемым асбестом (листовым) или войлоком, вымоченным в глиняном растворе. |
|
|
Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент |
|
|
|
Геральдический орнамент нередко применяли для украшения мебели разных стилей как в виде резьбы по дереву, так и в виде мозаичного набора. Так, в эпоху готики и раннего ренессанса было принято украшать мебель фамильными гербами. В мебели стилей барокко и классицизма одним из орнаментальных мотивов были атрибуты музыкального искусства: лиры, лютни, трубы, рожки. Наибольшее распространение геральдический орнамент нашел в мебели стиля ампир, которую украшали изображениями рога изобилия и лиры, факелами, щитами, копьями и другими атрибутами и символами войны и победы. В орнаментах рус¬ской мебели второй половины XVIII в. встречаются гербы, оружие, древнегреческие вазы и др. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава |
|
|
|
Растет в сырых местах трава, которую бочары порой используют в своем ремесле. Они ее так и называют - бочарная трава.
Если бондарная посуда, будь то кадка или бочка, сделана из хорошо просушенной древесины с большой точностью, то надобности в бочарной траве нет. Но бывает, мастер не уверен, что клепки пригнаны друг к другу с достаточной точностью, тогда-то и выручает его бочарная трава. Народное название травы - чекан, ситник, тырлыч, оробинец, филатика, бадья, кубыс, початки, пыж, чиж, палочник, шишки, помаранчики, померанцы. Такой разнообразие названий объясняется широким распространением и разнообразием применения травы. |
|
|
Печные работы. Часть 6 |
|
|
|
Отопительно-варочные и отопительные печи
Отопительно-варочные печи служат одновременно для отапливания помещения и приготовления пищи. Они соединяют в себе отопительную печь и кухонную плиту, удобны в эксплуатации, занимают мало места. Горячие газы используются в таких печах более рационально, так как с их помощью одновременно готовят пищу и обогревают помещение. Рациональное устройство этих печей состоит также в том, что у них в варочной камере имеется вытяжка, через которую уходят в атмосферу все запахи приготовляемой пищи. Печи имеют два дымохода, один из которых "летний", по которому горячие газы прямо из плиты направляются в дымовую трубу, другой - "зимний", когда горячие газы из плиты перемещаются по каналам печи, нагревая ее. |
|
|
Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент |
|
|
|
Растительный орнамент в деревянной мозаике может быть разнообразным по характеру композиции и степени стилизации растительных форм. Одним из видов композиции является кайма или бордюр (рис. 36). Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическому (рис. 36, а). Нередко стилизованные растительные элементы сочетаются с геометрическими (рис. 36, б). Выполняют такие орнаменты обычно из двух пород древесины - для фона и рисунка, причем древесина не должна иметь резко выраженной текстуры, выразительность орнамента построена на контрасте цветов. Более сложный и реалистичный рисунок иногда дополняют гравировкой (рис. 36. в). |
|
|
Обработка рога |
|
|
|
Рог - это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец.
Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые можно условно разделить на две группы. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи |
|
|
|
Самые древние железные обручи, относящиеся к V веку н. э., были найдены в одном из афинских колодцев. Они скрепляли ведра, каждое из которых состояло из 16 клепок. Обручи были дополнительно укреплены вбитыми в клепки железными гвоздями. Железные обручи намного прочнее деревянных, но они имеют недостаток, который лишает бондарную посуду привлекательности. Любая древесина, из которой делают клепки, в большей или меньшей степени содержит дубильные вещества, так называемые танины. Особенно много их в древесине дуба. |
|
|
Печные работы. Часть 5 |
|
|
|
Русские печи бывают разных размеров и разных конструкций - простые и более сложные, с плитой и обогревательным щитком. Эти печи практически универсальны, но имеют и некоторые недостатки. Так, в них затруднено приготовление некоторых блюд, требующих наблюдения за их приготовлением: в горниле русской печи наблюдать за этим практически невозможно.
Большим недостатком русских печей является то, что они выделяют тепло начиная с уровня пода печи, который находится на расстоянии до 900 мм от пола, и та часть помещения, которая находится ниже пода, не нагревается. |
|
|