|
Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики |
|
|
|
«Весь лес в обрез, а два дерева выше всех». Так образно передает старинная народная загадка конструктивные особенности бондарного сосуда, именуемого ушатом. Другая загадка намекает на происхождение его названия: «У туши уши, а головы нет» благодаря ушам, представляющим собой выступающие над боковыми стенками две клепки с отверстиями. Уши имеют двойное назначение. Во-первых, с их помощью можно плотно закрыть ушат, а во-вторых, при необходимости перенести его в другое место. При раскопках древнего Новгорода ученым удалось обнаружить отдельные части ушатов, сработанных в XIII — XIV веках. Реконструкция, выполненная по найденным фрагментам, дала возможность представить себе, как выглядел этот бондарный сосуд, применяемый новгородцами в основном для переноски и хранения воды. Клепки, из которых его собирали, были прямоугольными, а следовательно, сам ушат имел цилиндрическую форму, которая оказалась довольно устойчивой. |
|
|
Ручная лепка сосудов. Часть 14. Лепка сосудов из пластилин. Лепка чайницы. Декоративный сосуд. Карандашница |
|
|
|
Лепка сосудов из пластин
Из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину, лепят изделия, имеющие в основном плоские поверхности. Для раскатывания пластин можно приспособить обычную хозяйственную скалку, фотовалик и даже бутылку. Добиться на глазок одинаковой толщины пластины при раскатывании обычно бывает довольно сложно. Но если под скалку подложить рейки соответствующей толщины, то раскатанная пластина будет иметь не только равномерную толщину, но и ровную гладкую поверхность. Чтобы направляющие рейки не смещались во время работы, их прибивают к доске мелкими гвоздями (рис. 14.1). |
|
|
Плетение. Часть 13. Корзинка для букета |
|
|
|
Вам понадобятся:
20 стеблей длиной 500 мм,шириной примерно 12 мм для стоек; 4 стебля хорошего качества длиной не менее 120 см, диаметром не менее 12 мм для ручки; 25 - 30 тонких прутков для плетения; маленькая банка (из-под консервов) диаметром 75 мм и высотой 25 мм; тарелка диаметром 200 мм; шпагат и клейкая лента.
Если основание банки имеет глубокий ободок, вырежьте кружок из картона и вставьте его так, чтобы основание стало совсем плоским. |
|
|
Художественная обработка дерева. Часть 12. Торцовая мозаика |
|
|
|
В русском деревянном зодчестве торцовые срезы бревен словно кружевной каймой обрамляют рубленые строения. Своеобразная красота деревянных торцов, а также более повышенная твердость древесины с торца исстари привлекали внимание народных мастеров. |
|
|
Звонкая песнь металла. Часть 4. Главный металл (Железо) |
|
|
|
«Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества», - писал академик А. Е. Ферсман. |
|
|
Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля |
|
|
|
Солома издавна была самым доступным и дешевым кровельным материалом. В XVII веке в Англии и других европейских странах соломой покрывали даже крыши церквей. Постепенно, по мере того как богатели приходы, солому стали заменять черепицей — материалом дорогостоящим и малодоступным. Сначала черепицей старались покрыть те участки кровли, которые были видны со стороны главного входа и дороги, а затем, если средства позволяли, заменяли всю кровлю целиком. Но до тех пор солома служила верой и правдой, надежно защищая храмы от частых и затяжных дождей. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…» |
|
|
|
В пословицах, поговорках, сказаниях, былинах и народных песнях хлеб и соль почти всегда упоминались рядом. Хлебом-солью встречали дорогих гостей на Руси. Старинный обычай сохранился и в наше время.
«Без хлеба несытно, а без соли невкусно» — говорится в старинной поговорке. Однако соль не только улучшает вкус пищи, но и участвует в важнейших жизненных процессах в организме. Нехватка соли всегда была истинным бедствием. |
|
|
Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура |
|
|
|
На севере нашей страны еще и сейчас можно встретить крестьянские избы, крыши которых венчают своеобразные скульптурные украшения — «коньки» и «курицы». Кончая строить дом, крестьянин шел в лес и находил там подходящую еловую лесину вместе с корневищем. Затем обрабатывал корневище так, как подсказывали его природные формы, словно высвобождал заключенный в корневище образ животного. В природе нет деревьев с одинаковыми корнями, отсюда и бесчисленное разнообразие «коньков». Слегка обработанные топором, еловые корни превращались то в коня, то в сказочную птицу, то в оленя с ветвистыми рогами. Из елей, но только более мелких, вырубались «курицы» — скульптурно обработанные крюки, которые поддерживали водосточный желоб. При раскопках древнего Новгорода была найдена «курица», вырезанная из корня в виде дракона. Используя естественное строение ели, древний резчик выполнил ее минимальными техническими приемами. |
|
|
Ручная лепка сосудов. Часть 13. Спиральная лепка из жгутов |
|
|
|
Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов. Особенно она незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например, достигающие двухметровой высоты сосуды для воды и вина, так называемые пифосы, получившие широкое распространение в Древней Греции. |
|
|