|
Звонкая песнь металла. Часть 2. Этюды о металлах |
|
|
|
С незапамятных времен человек познакомился с семеркой металлов: железом, медью, серебром, оловом, золотом, ртутью и свинцом. Два из них — золото и серебро — за красоту и стойкость стали называться благородными. К другим металлам отношение было не менее почтительное. Известны периоды в истории человечества, когда железо ценилось дороже золота. Но главное достоинство так называемых простых металлов в том, что эти великие труженики сыграли решающую роль в развитии цивилизации. В средневековой Европе каждому металлу, входящему в замечательную семерку, была посвящена одна из крупнейших планет. |
|
|
Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов |
|
|
|
Если слабые и хрупкие соломины сложить вместе, а потом слегка перекрутить, то образуется прочный жгут, который разорвать не так-то просто. Идея использовать соломенные жгуты для изготовления всевозможных емкостей, видимо, была позаимствована у гончаров, лепивших сосуды вручную из глиняных жгутов. Кусочки глины раскатывали ладонями, получали длинные, похожие на колбаски жгуты, которые затем укладывали по спирали ряд за рядом. В зависимости от конфигурации сосуда диаметры кругов, выложенных из жгутов, постепенно увеличивались или уменьшались. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце |
|
|
|
В южных и западных губерниях России встречался и другой тип горизонтального бондарного сосуда - барило иди барильце. Название сосуда происходит от итальянского слова barile, которое восходит к латинскому barillus. Так назывались бочонки, укладываемые на специальные подставки. Вверху они имели втулку для заливки напитков, а в самом низу одного из днищ ввинчивался сливной металлический кран. Совсем маленькие бочонки были без кранов, поэтому напитки из них выливали прямо через втулку. |
|
|
Ручная лепка сосудов. Часть 11. Лепка из целого куска глины. Ручное вытягивание сосудов |
|
|
|
Ручное вытягивание сосудов из целого куска глины выполняется самыми простыми подручными инструментами - камнем-голышом и деревянной колотушкой, выструганной в виде лопатки. Из куска мягкой пластичной глины скатайте колобок, положите его на доску или подставку и, слегка сплюснув сверху, сделайте в середине углубление (рис. 10.1). В левую руку возьмите камень-голыш и, опустив в углубление, прислоните к одной из стенок, а с наружной стороны ударьте колотушкой. |
|
|
Плетение. Часть 10. Клетка для птиц |
|
|
|
Вам понадобятся:
Для основания - 12 толстых прутков длиной по 190 мм; 45 стоек длиной по 450 мм; тонкие прутки для плетения основания и стенок. |
|
|
Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение |
|
|
|
Изделия из древесины не так уж часто встречаются при археологических раскопках. Но бывают и счастливые исключения. Благодаря повышенной влажности почва новгородской земли как бы законсервировала и донесла до нас множество различных деревянных вещей. Правда, в большинстве случаев это не целые изделия, а отдельные части, но и небольшие фрагменты дали ученым возможность реконструировать точеную деревянную посуду - всевозможные братины, чаши, кубки, миски, ставцы, блюда, солонки. В старину в братины наливали различные напитки, которые подавали на стол по особо торжественным случаям. Блюда предназначались для пирогов и сладостей, а чаши и миски - для иных угощений. В ставцах - сосудах с крышками - хранили хлеб, а для соли вытачивали устойчивые солонки. |
|
|
Звонкая песнь металла. Часть 1. Во кузнице кузнецы… |
|
|
|
Можно предположить, что начало кузнечному ремеслу было положено в те далекие времена, когда древний человек расплющил камнем кусок самородного металла. С тех пор кузнец долгое время оставался единственным специалистом по металлообработке, в круг обязанностей которого входило изготовление всех без исключений металлических изделий. Он был мастером-универсалом. Один из ярчайших персонажей греческой мифологии бог-кузнец Гефест не только ковал мечи, но и в совершенстве владел техникой выколотки, чеканки, виртуозно инкрустировал бронзовые изделия золотом, оловом и серебром. |
|
|
Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый» |
|
|
|
Декоративное настенное панно «Сова»
Основой панно является уплощенный снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34 а). Уплощенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребенку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. |
|
|