|
Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ |
|
|
|
Помещение для мозаичных работ должно быть просторным, светлым и хорошо проветриваемым. В помещении должна поддерживаться температура 18 - 20 °С и влажность воздуха не выше 65%.
Рабочее место мозаичника - небольшой верстак или устойчивый стол. Так как работу выполняют сидя, стул должен быть удобным и иметь высоту, соответствующую росту работающего. Поверхность стола должна быть хорошо освещена равномерным, рассеянным светом.
В вечерние часы кроме общего освещения необходимо применять местное - лампы мощностью 40 - 60 Вт на расстоянии 30 - 40 см от поверхности стола Подсветку устанавливают таким образом, чтобы тень от резана не мешала работе. |
|
|
Печные работы. Часть 1 |
|
|
|
Общие сведения
В нашей стране для отопления индивидуальных жилых домов наряду с водяными системами отопления довольно широко используются печи различных конструкций. Качество печи зависит от правильности приготовления раствора, соблюдения приемов кладки, применяемых материалов, в частности кирпича, печных приборов и т. д.
Сохранение теплоты в доме зависит не только от качества печи, но и от того, как он подготовлен к зиме. Напомним, что около 2/3 теплоты из дома выходит наружу через оконные проемы и двери. Много теплоты уходит через швы рубленых деревянных зданий из-за плохо выполненной конопатки, часть уходит через чердаки. Кроме того, холодное чердачное пространство является основным источником образования конденсата в печных трубах. Температуру в доме может снижать и холодное подполье. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа |
|
|
|
Приятно следить за работой бочара, когда она спорится. Одна за другой ложатся у бондарной скамьи гладко выструганные клепки. Затем размеренно, без спешки фугуются их кромки. И вот уже, стянутые обручами, образуют клепки полый цилиндр, составляющий основу бондарной посудины. Поочередно в работу включаются самые различные инструменты. Пилу сменяет скобель, а его в свою очередь рубанок-горбач, скобелка, уторник и набойка... И вот, наконец, говоря словами Н. Рыленкова, бочар
Врезает дно, храня суровый вид, И говорит: «Сто лет смолить не надо!» Посудина, что колокол, гудит. И сердце мастера удаче радо. |
|
|
Мозаика. Часть 2. Материал |
|
|
|
Для выполнения мозаичных работ в технике маркетри применяют все породы древесины в виде строганого или лущеного шпона. Шпон для мозаики должен быть более сухим (абсолютной влажностью 4 - 6%), чем для облицовывания. Это предотвращает появление трещин в шпоне после приклеивания набора.
Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависят от правильного использования природных декоративных свойств древесины - ее текстуры, цвета, блеска. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки |
|
|
|
Для изготовления бондарной посуды применяют дощечки с прямоугольным сечением — клепки, или лады. Они бывают пилеными и колотыми. Первые получают распиливанием кряжа на отдельные доски, вторые — раскалыванием колод и чураков. Пиленые клепки имеют низкую прочность, так как пила перерезает волокна древесины, как бы вскрывая их. От этого клепки не только становятся слабыми на излом, в поры древесины проникают гнилостные микробы и разрушают ее. В бондарной посуде долго держится запах разложившихся продуктов. Но изготовить такие клепки проще, чем колотые, так как можно использовать для этого самую современную технику. Пиленые клепки идут на изготовление так называемой бочкотары. Вспомним еще раз, как привозят в магазин бочки с вложенными в них целлофановыми пакетами с капустой (не проще было бы сделать сами бочки из пластмассы!). Пакеты вкладывают в бочки, возможно, потому, что бочки протекают или в них перед этим хранили и перевозили рыбу. Но главная ответственность за все неполадки ложится на пиленые клепки. Народные мастера хорошо знают о коварстве пиленых клепок, поэтому для своих изделий они используют только колотые. |
|
|
Мозаика. Часть 1 |
|
|
|
Мозаика — это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево).
Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Так, мозаичными панно украшены станции Московского метрополитена имени В. И. Ленина, например станции «Маяковская», «Комсомольская» и др. Мозаику используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, музыкальные инструменты, оружие). Технику мозаики иногда применяют и при создании станковых картин. |
|
|
Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка |
|
|
|
О том, какие породы дерева использовались для бондарной посуды в глубокой древности, существуют лишь отрывочные сведения. Как уже было сказано, самая ранняя находка — бочка из сосны — относится ко II веку нашей эры. Найдена она при раскопках древнего римского поселения, находившегося на территории современной Венгрии. Но на основании одной находки. Нельзя заключить, что всю бондарную посуду на заре нашей эры делали лишь из сосновых клепок. Археологические раскопки древнего Новгорода позволили иметь точное представление о породах древесины, применявшихся в бондарном деле в древности. С помощью самых современных методов был сделан анализ более 50 образцов. Из 7 клепок от древних бочек все 7 оказались дубовыми. Видимо, это было связано с тем, что бочке приходится подвергаться более значительным нагрузкам, чем другим бондарным изделиям. С ними не очень-то церемонятся при погрузке и разгрузке, ведь их не переносят, а катят, придерживая руками за пряды — края клепок, выступающие над днищами. Но бывает, что их отпускают катиться самостоятельно по наклонной плоскости. |
|
|