Главная > Мастерская > Холмогорская резная кость. Часть 1. (15 фото)
Холмогорская резная кость. Часть 1. (15 фото)20-01-2011, 23:53. Разместил: fenris |
Русский традиционный художественный народный промысел — резьба по кости, возникший в XVII в. в Холмогорах (Архангельская обл.). Холмогорская резьба по кости существует уже около четырёхсот лет. В XVIII в. мода на костяные бытовые изделия — гребни, шахматы, шкатулки, табакерки, чарки, туалетные коробочки, деревянные ларцы-теремки, оклеенные костяными пластинками, часто окрашенными в коричневый, жёлтый или оранжевый цвет, — способствовала расцвету искусства Холмогорской резной кости. Изделия украшались гравировкой и ажурной резьбой «на проем» (под неё подкладывалась цветная фольга или слюда, что усиливало декоративность). В центре предмета помещалось сюжетное изображение (бытовая или охотничья сцена). Орнамент состоял из веточек, ягод, завитков и зигзагов. В технике высокого и низкого рельефа выполнялись кресты, иконы и другие фигурные изображения, портреты царей на кубках. Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства. Нидерландские и немецкие образцы, западные гравюры (мастера знакомились в Петербурге с коллекциями) повлияли на мастерство холмогорских резчиков. Во II-й половине XVIII в. местные художники творчески перерабатывают темы профессионального искусства, вводят в орнамент изображения местных животных и растений. Мастерам данного направления присуще образное и богатое воображение, тонкое ощущение национальных мотивов, их артистично изготовленные поделки вошли в фонд лучших изделий русского декоративно-прикладного искусства. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри или храмы. Обобщенность формы и силуэта, симметричность и простота орнамента, применение плоской резьбы характеризуют работы О.X. Дудина, Ф.Я. Лопаткина, Евсея Головина и т.д. В XIX в. в Холмогорах работали семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных, но промысел переживал спад. К началу XX в. искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров. Новый его подъем с 1920-х годов связан с деятельностью таких художников, как А.Е. Штанг, П.П. Черникович, Н.Д. Буторин, В.П. и А.С. Гурьевы. С 1929 г. существует косторезная школа в Холмогорах, в 1932 году была образована Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова. Сейчас она переименована в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. Возродились навыки ажурной и рельефной резьбы (коробочки, ножи, пудреницы, кулоны из бивней мамонта, зуба кашалота, моржовых клыков и обычной кости). Центр искусства Холмогорской резной кости — с. Ломоносово близ Холмогор. С 1930-х годов с промыслом связано творчество художников — мастеров костяной миниатюры М.Д. Ракова, С.П. Евангулова. Подлинного расцвета искусство достигает в начале 1960-х годов, когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы. Завоеванием этого времени можно считать природное начало в творчестве, когда стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы. Характерной чертой 1990-х годов XX в. является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Это связано с новыми историческими условиями, новым мировоззрением художников. Формируется новый тип мастера современной художественной промышленности, в характере которой совмещается новое и очень хорошо забытое старое. Это выражается в самостоятельно осознанном избирательном отношении к традициям. Традиции очень многообразны и мастер, соотнеся их со своим личным понятием, выбирает наиболее приемлемое для себя, своего понятия о красоте. Ведущим мастером промысла является член Союза Художников Геннадий Федорович Осипов. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Привлекают внимание знатоков и туристов большие ларцы Владимира Николаевича Хабарова. Это мастер, отлично знающий традиции промысла. Ученик Н.Д. Буторина. Значительными произведениями современной Холмогорской резьбы являются произведения члена Союза Художников в России Виталия Александровича Просвирнина. Его работы экспонируются во многих музеях страны, а так же на зарубежных выставках. Имя этого художника останется в истории промысла. К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчётливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство. В селе Ломоносово, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: моржовая и мамонтовая кость, а также простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил. К 290-летию М.В. Ломоносова построено новое помещение для выставочного зала, соответствующее всем нормам музейного дела. По существу здесь экспонируется две выставки: «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость», где экспонируется около 500 уникальных изделий из кости. Эти выставки пользуются большой популярностью у посетителей музея. Бюро-секретер Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века. Ларец «Весенняя песня», 1989 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова. Осипов Геннадий Федорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ. Ларец «Петр 1», 1981 г. Кость. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5x10,4x10,4 АОМИИ Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962 г.) С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с изображениями кораблей. Ларец-теремок свадебный Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка, обивка 32x27x22,5. ГИМ Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. Русский Север. 1770 г. - 1780 г. На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 г.) Ларец - теремок Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ Неизвестный резчик. Москва (?). 1718 г.-1725 г. Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа в окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705 г.). Рельефы дополнены гравированными текстами. Декоративная пластина «Родословие» Моржовая кость, дерево, ткань. Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ Резчик Шубный Яков Иванович. Холмогоры, 1774 г. На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году. Икона «Воскресение и 12 праздников» Бивень мамонта, черное дерево, дерево. Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века. Ваза «Времена года» Слоновая кость (?), дерево, шелк. Токарная, ажурная, рельефная резьба, оклейка. 31,5x13,5x13,5. ГИМ Мастерская Верещагина. Архангельск, 1790 г. В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина — однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина. Ваза «Океан», 1983 г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934 г.), заслуженный художник РФ. Костяные кубки с крышками Кубок с портретом императрицы Елизаветы Бивень мамонта. Токарная, рельефная резьба, гравировка, высота 29,5; диаметр основания 9,5 Мастерская Дудина Осипа Христофоровича. Санкт-Петербург (?). 1759 г. - 1760 г. Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, Великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Бивень мамонта. Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска, высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ Санкт-Петербург, 1776 г. (?) С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету. Скульптура «Петр 1 - победитель шведов» Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Санкт-Петербург (?). 1780 г. - 1790 г. Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782 г.) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709 г.). Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке. Цепь ордена Андрея Первозванного Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба, гравировка Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ Архангельск (?). 1819 г. (?) Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску. Шахматы «Царства Нептуна и Берендея». 1976 г. Кость, зуб кашалота, объемная резьба, музей Ломоносова Баландин Владимир Михайлович (род. 1953 г.) Шахматы изобразительного типа Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II. Шахматы, 1994 г. Кость. Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970 г.) Источники: Текст Фото Вернуться назад |