Главная > Мастерская > Инкрустация.

Инкрустация.


9-11-2016, 10:40. Разместил: space
Инкрустация.

На одной древнеегипетской стеле более четырех тысячелетий назад было высечено: «Я умел делать инкрустации, которые не горели в огне и не смывались водой». Эти гордые слова принадлежат скульптору Иритисену. Умение «делать инкрустации» ценилось в Древнем Египте очень высоко.

На выставке сокровищ Тутанхамона экспонировались деревянные ларцы, искусно инкрустированные вставками из слоновой кости и эбенового дерева. Для одного из этих ларцов древним мастерам потребовалось изготовить около сорока пяти тысяч деталей. Если на одну деталь ушло всего пять минут, то и тогда потребовалось немногим меньше 4 тысяч часов! Инкрустация очень трудоемкая техника. Поэтому ценность инкрустированного предмета определяется не столько стоимостью материала, из которого он сделан, сколько количеством и качеством вложенного в него труда.

Суть инкрустации заключается во вделывании, врезании в поверхность изделия вставок из различных материалов. В качестве основы для инкрустирования применялись изделия из дерева, металла, камня, кости и других материалов. Для вставок использовали древесину ценных пород, кость, рог, черепаху, металлы, перламутр, стекло и смальту, драгоценные и поделочные камни, пластмассы.

В XVI веке в Европе была распространена инкрустация слоновой костью. Располагая очень скупыми изобразительными средствами, итальянские мастера создавали замечательные орнаментальные композиции из костяных ромбов, треугольников и квадратов.

В Оружейной палате в Москве хранятся пищали и пистолеты XVII века, приклады которых инкрустированы костью и перламутром.

В прошлом веке на русских базарах можно было встретить городецких крестьян, бойко торговавших деревянными прялками. Осиновые донца этих прялок пестрели вставками из мореного дуба в виде фигурок человека, коней и птиц.

Одним из самых излюбленных материалов у мастеров инкрустации был перламутр. Тончайшие переливы фиолетовых, бирюзовых и лиловых цветов с золотисто-серебристым блеском перламутр сохраняет веками. Перламутр довольно хрупкий материал, но, врезанный в поверхность изделия, он становится почти неуязвимым.

Существует много способов выполнения инкрустаций. Начинающим наиболее доступна инкрустация геометрическими вставками. О ней мы расскажем более подробно.

Для начала попробуйте украсить инкрустацией пенал, коробочку, шкатулку, рамку или какой-нибудь другой деревянный предмет. Прежде всего составьте эскиз орнамента в натуральную величину. Орнамент должен строиться на сочетании различных геометрических фигур: треугольников, ромбов, прямоугольников, квадратов, трапеций и параллелограммов. Для первого орнамента нужно использовать не более двух фигур - например, ромб и треугольник. На нашем рисунке вы видите, что, располагая по-разному одни и те же геометрические фигуры, можно получать бесконечное разнообразие орнаментов, как в калейдоскопе.

На готовом эскизе подсчитайте, сколько потребуется изготовить вставок каждой конфигурации, и приступайте к их изготовлению. Нарезать одинаковые вставки удобнее с помощью простого приспособления - оно показано на рисунке. Просверлите на концах двух толстых металлических линеек отверстия и соедините их болтом с гайкой-барашком. Одну линейку привинтите шурупами к деревянному щиту. Справа от линеек размещается упор из полоски металла с пропиленным пазом. Упор должен свободно передвигаться по болту, продетому сквозь щит и паз, и закрепляться гайкой-барашком на нужном расстоянии от линеек.

Инкрустация.

Нарезание элементов орнамента и образцы орнаментов.

С помощью такого приспособления одинаковые вставки можно нарезать только из предварительно заготовленных узких полос, которые называются штапиками. Ширина штапиков зависит от размеров вставок. Предположим, вам нужно нарезать много одинаковых ромбиков. На одном из штапиков начертите карандашом ромб. Штапик плотно прижмите к большой линейке, а верхнюю линейку поверните так, чтобы ее край совпал с направлением наклонной стороны нарисованного ромба. Справа подведите вплотную к штапику упор и зафиксируйте его барашком. Если штапик деревянный, его разрезают резаком типа сапожного ножа. Кость, пластмассы и металл разрезают резаком-плужком. Такой резак можно сделать из ножовочного полотна, придав ему форму, показанную на рисунке, или из старого трехгранного надфиля. Надфиль отпустите на огне, согните в виде крючка и заточите. Затем кончик плужка закалите. Чтобы разрезать резаком-плужком металлический, пластмассовый или костяной лист, прижмите к нему плотно металлическую линейку и, равномерно нажимая на резак, ведите его на себя. При правильной подаче резака из-под него должна выходить тонкая непрерывная стружка. Чтобы получить достаточно глубокую канавку, нужно несколько раз провести резаком по намеченной линии. После этого лист легко разламывается.

Для разрезания цветного листового стекла применяют алмазный или дисковый стеклорез.

Инкрустация.

Шкатулка, инкрустированная слоновой костью. Италия, XVI век.

Очень эффектно выглядит инкрустация перламутром. Лучший перламутр с яркими красочными переливами - это створчатые раковины морских и пресноводных жемчужниц. Но не менее красивый перламутр бывает и у обыкновенных перловиц, которые широко распространены во многих реках и озерах по всей европейской части нашей страны. Длина таких перловиц достигает почти 15 см. Определить, что перловицы водятся в данном водоеме, легко по бороздкам - следам, которые они оставляют на дне. Встречается несколько видов перловиц, например обыкновенная, клиновидная, толстая. Иногда толстые перловицы имеют яркий розовый перламутр. Перламутр, добытый из раковин всех видов перловиц, вполне подходит для декоративных работ.

Вставки из перламутра нужно делать по шаблону. Положите шаблон на перламутровую пластинку и обведите его карандашом. Распиливать перламутр нужно пилкой по металлу, смачивая ее время от времени водой. Выпилив вставку, обработайте ее края смоченным в воде напильником.

Когда будут заготовлены все вставки, рисунок с эскиза через копировальную бумагу переведите на поверхность украшаемого предмета - основу. Чтобы рисунок не стирался во время работы, закрепите его одним слоем быстросохнущего лака.

Инкрустация.

Последовательность вставки врезания

Сначала потренируйтесь врезать вставки на отдельной дощечке. На нашем рисунке показана последовательность врезания квадратной пластмассовой вставки в деревянную основу.

1. Положите вставку на дощечку и крепко прижмите ее. Острым кончиком сапожного резака обведите вставку со всех сторон, чтобы на поверхности древесины появились хорошо заметные риски.

2. Отложите вставку в сторону и, с силой нажимая на резак, прорежьте древесину по намеченным рискам на глубину, равную толщине вставки.

3. Подходящей по размерам стамеской подрежьте древесину по краям выемки.

4. Той же стамеской срежьте образовавшуюся усеченную пирамидку и выровняйте дно выемки. Выстругивать слишком гладко дно выемки не обязательно - шероховатая поверхность будет иметь более надежное сцепление с клеем.

5. Вложите вставку в выемку. Она должна входить в нее без особого усилия, но щелей между основой и вставкой быть не должно. На верхней грани вставки поставьте порядковый номер и проведите линию, чтобы она пересекла одну из сторон вставки. Вынув вставку, на дне выемки поставьте тот же порядковый номер. Теперь, руководствуясь этими пометками, вставку можно будет в любое время вставить в соответствующую выемку.

В той же последовательности изготовьте и пометьте остальные выемки и вставки.

Перед вклеиванием нижние грани вставок нужно сделать шероховатыми и обезжирить. Перламутр, кость, пластмассы и дерево делают шероховатыми с помощью напильника со средней насечкой. На металле наносят множество царапин кончиком шабера. Чтобы сделать шероховатым стекло, его смачивают водой и протирают крупнозернистой наждачной бумагой. Это удобнее сделать заранее, до нарезания вставок.

Кость, металлы, пластмассы и стекло обезжиривают бензином, а перламутр, янтарь и черепаху - уксусом.

Обезжиренные вставки положите на чистую бумагу или полотно цифрами вверх. Если в выемки будут вклеиваться прозрачные или полупрозрачные вставки, например, из цветного стекла или пластмассы, то выемку нужно выкрасить акварельными красками или цветной тушью в соответствующий цвет.

В старину мастера сами приготавливали клей для каждого материала. Вот, например, рецепт клея для перламутра. Отжатый творог кладут в ступку и растирают пестиком, медленно подсыпая известь. Массу растирают до тех пор, пока она не станет тягучей. Клей очень быстро застывает, поэтому его употребляют немедленно.

В наше время нет необходимости приготавливать клей для каждого материала. Имеющийся в продаже универсальный клей БФ-2 пригоден для склеивания любых материалов.

Смажьте тонким слоем клея вставку и выемку. Вставку «лежите в выемку так, чтобы совпали отрезки проведенной карандашом линии. Выступивший из щелей клей удалите чистой сухой тряпкой. Когда будет вклеена последняя вставка, сверху на инкрустированную поверхность положите несколько слоев газеты и деревянный щит. Все это поместите под пресс и держите 24 часа.

Затем поверхность инкрустации нужно выровнять крупнозернистой наждачной бумагой. Основа и вставки обычно имеют различную твердость. Мягкий материал стачивается быстрее, чем твердый, и на поверхности инкрустации могут появиться всевозможные вмятины и выступы. Чтобы этого не произошло, под наждачную бумагу нужно подложить деревянный брусок. От крупнозернистой наждачной бумаги постепенно переходите к более мелкозернистой. Затем отшлифуйте пемзой.

При желании инкрустацию можно покрыть лаком и отполировать.

Инкрустация.

Приклад пищали, инкрустированный перламутром и слоновой костью. Россия, XVII век.

Г. Федотов
Рисункн автора

Журнал "Юный техник" №2, 1978 г.
Вернуться назад