Главная > Мастерская > Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты


23-06-2021, 17:03. Разместил: space
Г. Я. Федотов
Книга "Секреты бондарного ремесла"
Издательство "Экология",
г. Москва, 1991 г.


В бондарном деле широко применяют самые различные деревообрабатывающие инструменты. У русского древодела, будь то бочар, плотник, столяр, не было другого такого универсального инструмента, как топор. В умелых руках он при случае мог заменить долото, тесло, стамеску, скобель и рубанок, но топор заменить нельзя ничем. Недаром в старинных пословицах говорится: «Топор всему делу голова», «С топором весь свет пройдешь», «Топор - кормилец», «Топор одевает, топор обувает».

Иногда, желая подчеркнуть грубость и неряшливость чьей-то работы, мы, не задумываясь, говорим: «Топорная работа». При этом мы забываем, что качество изделия, красота и чистота обработки не всегда зависит от видов инструментов, но чаще - от искусства владения ими. Иной работник и рубанком не сможет обстругать доску так гладко, как это могли делать старые мастера обычным топором. Недаром они любили подтрунивать над неумехами: «Фугуй, Ванька, тятька топором исправит».

И это главное свое орудие труда каждый древодел выбирал очень тщательно, чтобы все было впору, - и вес, и форма, и величина, чтобы топорище удобно сидело в руке, было бы, по словам В. Даля, «ладистым, ловким, сручным».

В бочарном деле, так же, как и в плотницком, применяют топоры весом от 0,5 до 1,75 кг. Тяжелые топоры используют в основном при заготовке клепок: ведь, чтобы расколоть кряж, требуется достаточно большая сила удара. Топоры поменьше употребляют для обтесывания клепок. Чем тяжелее, тем мощнее сила удара, более споро идет работа, но и руки древодела устают быстрее. Легким топором работать легче, зато работа продвигается медленнее. Хорошо зная все это, каждый древодел, в том числе и бочар, подбирает такой топор, который соответствует его силе.

Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты


Присмотримся к топору более внимательно. Боек топора имеет лопастную форму с полукруглым или прямым лезвием. Топором с прямым лезвием удобнее обтесывать клепки с внешней выпуклой стороны, а также их узкие кромки. Топор с полукруглым лезвием больше годен для черновой обработки внутренней пласти клепки, которая обращена внутрь бондарной посуды. Кончик лезвия топора, обращенный к руке, называют пяткой, а противоположную сторону - носком. Отеску и рубку древесины выполняют средней частью лезвия, а когда требуется выполнить более тонкую работу (например, выбрать желоб в клепке, снять древесину в труднодоступном месте), то работают кончиком топора - носком или пяткой, то есть топор в этих случаях заменяет тесло и стамеску. Очень важно, чтобы лезвие топора было достаточно хорошо оттянуто. Например, топор весом 750 г на расстоянии 90 мм от лезвия должен иметь толщину 10 мм. Такие топоры легко затачиваются и очень удобны в работе. В продажу они поступают с прямыми лезвиями. Необходимо купить два малых топора. У одного из них лезвие скругляют на наждачном кругу и затачивают.

Противоположная лезвию тупая часть топора, образующая проушину, называется обухом. Обухом плотник работает часто как молотком, забивая им клин или нагель. Заготовители клепок нередко используют топор как молот при забивании клиньев в кряж. В проушину топора вставляют топорище, вырезанное из клена, ясеня, вяза, березы, граба или бука. Лучшие топорища получаются из комлевой части перечисленных деревьев. Свилеватая древесина комля лучше противостоит ударной нагрузке и растрескиванию, чем прямослойная. У нижнего края проушины, обращенного к руке, имеется на топоре небольшой выступ, называемый бородкой, который предохраняет топорище от излома. У небольших топоров обычно бородка отсутствует.

Форма топорища улучшалась мастерами-древоделами на протяжении многих столетий. Из прямой округлой палки - рукоятки древнейшего топора - топорище постепенно приобрело довольно сложную форму. Каждая часть его имеет определенное назначение. Хотя современная деревообрабатывающая промышленность изготовляет топорища, имеющие довольно удобную форму, их все же приходится подгонять по руке, как ушивают и подгоняют по фигуре купленную в магазине одежду.

Старые мастера изготовляли топорища обязательно своими руками. Прежде всего они добивались, чтобы захватная часть топорища удобно лежала в руке. Конец захватной части должен слегка расширяться, образуя так называемый хвост, не дающий топору выскользнуть во время работы. Длину топорища каждый мастер тоже избирает индивидуально. Чем оно длиннее, тем больше сила удара. Так, для рубки деревьев лучше, как говорят древоделы, маховитый топор, то есть с удлиненным топорищем.

Тесло применялось древоделами так же широко, как и топор. Плотники употребляли его для выдалбливания желобов, пазов и вытеснения всевозможных выемок в бревнах. Тесло незаменимо при изготовлении добленой посуды: корыт, братин, ковшей. Бондари используют его при черновой обработке вогнутых поверхностей клепок. О широком распространении этого инструмента в России говорят его названия, возникшие в разное время в различных уголках страны, - тесла, тесник, теслица, теселка, тесличка, дека. Лезвие у тесла расположено не вдоль топорища, как у топора, а поперек и бывает двух видов - прямое и желобчатое. Теслом с прямым лезвием можно выполнять те же операции, что и топором. Но в отличие от топора им можно тесать древесину в малодоступных местах: во всевозможных углублениях и впадинах. Удар, наносимый теслом, бывает зачастую точнее, чем топором, но сила его значительно слабее. Теслом с прямым лезвием в бочарном деле обрабатывают внешние стороны клепок.

Тесла различной формы и величины можно сделать из старых молотков. Обычно эти инструменты изготовляют на производстве из углеродистой инструментальной стали марки У7. Кстати, такая же сталь идет и на топоры. Для изготовления тесел можно использовать как слесарные обычные молотки, так и специальные (например, печные).

Самый простой слесарный молоток представляет собой брусок с клиновидной хвостовой частью, на противоположной стороне которой находится боек. Молоток накаляют в кузнечном горне, а если такой возможности нет, то в печи или на костре. Нагретую докрасна заготовку вынимают клешами и проковывают на наковальне хвостовую часть молотка. Нагревать, а затем проковывать заготовку нужно до тех пор, пока не образуется лопасть толщиной примерно 4 мм, с острой кромкой на конце. После очередного нагрева лопасть слегка сгибают, придав ей вогнутую форму. Когда заготовка остынет, ее зажимают в тисках и опиливают напильниками. С помощью напильников теслу придают более правильную форму, убирают следы ковки, а также затачивают под острым углом режущую часть. Перед насадкой на рукоятку лезвие тесла необходимо закалить. Тесло нагревают докрасна и опускают в машинное масло только лишь лезвие. Для остальных частей тесла закалка не требуется. Готовое тесло насаживают на рукоятку, вырезанную из древесины березы, клена или бука.

Нож относится к одним из самых универсальных инструментов. В умелых руках он способен творить чудеса. Именно с помощью ножа были созданы древесные кружева на сохранившихся старинных предметах. Ножом можно не только резать и строгать, но и тесать, раскалывать, расщеплять и скоблить древесину. То есть при обработке небольших деревянных деталей нож выполняет как бы в миниатюре те же операции, что и топор, тесло, струг, стамеска и скобелка.

Нож всегда необходимо держать под рукой. Особенно он необходим при изготовлении посуды малых размеров (кружек, жбанов и т.п.). При строгании наружной поверхности клепок он используется как струг. По сути дела, нож - это тоже струг, только одноручный. Нож необходим при обработке различных фигурных деталей бондарной посуды (ручек, носиков, крышек). Незаменим он и при строгании тонких обручей. Им же вырезают замки для всех видов обручей, без исключения. Трудно перечислить все случаи применения ножа в процессе изготовления бондарной посуды. Поэтому бондарю очень важно иметь нож, полотно которого сделано из высококачественной стали. Хороший нож можно сделать из ножовочного полотна или лезвия опасной бритвы. Сначала, чтобы не порезать руку, оберните лезвие бритвы бумагой или тряпкой и плотно обмотайте изоляционной лентой. Затем подберите чурку из мягкой древесины липы, ольхи или осины. Со стороны одного из ее торцов просверлите тонким сверлом продольное отверстие, глубина которого равна половине длины хвостовика бритвы. Кончик хвостовика заострите на наждачном кругу и вколотите в чурку, которую аккуратно обтешите топориком, а затем вырежьте рукоятку. Отшлифовав рукоятку наждачной бумагой, снимите с лезвия изоляцию и заострите конец. У лезвия опасной бритвы слишком толстый обушок: ножом с таким обушком работать неудобно. Поэтому его стачивают так, чтобы в сечении лезвие имело форму остроугольного треугольника. В завершение нож затачивают на мелкозернистом бруске и удаляют заусенцы на оселке, смоченном водой, или на кожаном ремне с хромовой пастой (ГОИ).

Кроме универсального ножа, при отделке бондарных изделий потребуется также специальный нож-косяк, применяемый при выполнении трехгранно-выемчатой резьбы. Нож-косяк чаще всего делают из ножовочного полотна, а рукоятку - из двух березовых дощечек. Пласти дощечек тщательно шлифуют и на одной из них вырезают гнездо на глубину, равную толщине полотна. Конец ножовочного полотна вставляют в гнездо, пласти дощечек смазывают столярным, латексным или эпоксидным клеем, соединяют и высушивают под прессом. Их можно также зажать двумя струбцинами. Когда клей затвердеет, из склеенных дощечек вырезают рукоять ножа-косяка. Конец полотна косяка стачивают под углом 60°, затачивают и правят на оселке. Заточка может быть двусторонней и односторонней. Односторонняя заточка делится, в свою очередь, на правую и левую. Нож-косяк, имеющий ту или иную заточку, употребляют в связи с характером трехгранно- выемчатой резьбы.


Струг, или скобель, представляет собой скобу с прямым или дугообразным лезвием. На изогнутые концы насажены две деревянные ручки. В плотницком деле скобели применяют для строгания бревен после обработки их топором и теслом, а также для снятия с бревен остатков коры после черновой окорки (обдирки) ее топором. В бондарном деле струги используют для продольного строгания клепок. Струги сменяют топор и тесло после того, как исчерпываются их возможности.


Поверхность древесины после ее обработки скобелем отличается достаточно высокой чистотой. Последовательность использования инструментов мастера никогда не нарушали, а о тех, кому случалось это делать, насмешливо говорили: «после скобеля топором, после полотенчика онучей».

Стругом с прямым лезвием, так называемым долгим скобелем, строгают выпуклые наружные стороны клепок. Большие струги с прямым лезвием длиной до 40 см применялись бондарями в древнем Новгороде начиная с X века. Об этом свидетельствуют археологические находки старинных инструментов, мало чем отличающихся от современных. Горбатый скобель, имеющий изогнутое лезвие, бочары используют для строгания внутренней вогнутой пласти клепки.



В процессе строгания скобелем бондарь по своему усмотрению может в считанные доли секунды изменять толщину снимаемой стружки: достаточно изменить наклон лезвия по отношению к поверхности клепки. При малом угле наклона из-под лезвия инструмента выходит тончайшая стружка, но стоит его увеличить, как тут же увеличивается и толщина стружки. Эти возможности инструмента используются при строгании клепок для бочек, у которых наружная сторона имеет сложную параболическую поверхность. При желании опытный бондарь может снимать стружку одинаковой толщины, подобную той, что выходит из-под ножа фуганка. Но чтобы умело пользоваться этим простейшим древним инструментом, требуется большая практика и сноровка.

Скобели имеют длину полотна от 15 до 40 см. Их можно сделать из ножовочного полотна, имеющего толщину не менее 2 мм, а также из напильников и рашпилей. Из рашпиля длиной 430 мм изготовляют скобель с длиной полотна 270 мм. Малый скобель с длиной полотна 150 мм делают из полукруглого напильника, имеющего длину 250 мм. Напильник отжигают докрасна и охлаждают на воздухе. Затем, надев защитные очки (окалина может попасть в глаза), сбивают зубилом окалину. Отожженная сталь легко поддается механической обработке. Ее можно ковать, пилить ножовкой по металлу, обрабатывать напильниками. У отожженной заготовки прежде всего удаляют напильниками насечку. Затем вытачивают второй хвостовик. Оба хвостовика сгибают по отношению к полотну скобеля примерно под углом 15 - 20°. Если изготовляют горбатый скобель, то полотну придают дугообразный изгиб. Заточив лезвие, скобель накаляют докрасна и опускают в холодную воду. Для обработки выпуклых граней клепок используют также столярные струги, выпускаемые современной промышленностью. Они дают возможность снимать древесину тонким слоем и определенной толщины. Подобно металлическому обычному рубанку он имеет винт упора, с помощью которого регулируется вылет ножа относительно подошвы. Благодаря этому можно получать стружку заданной толщины.



Следующая группа инструментов, применяемых в бондарном деле, представляет собой специальные рубанки. Галтель употребляют для строгания внутренних сторон прямых клепок, идущих на изготовление кадок, ведер. Подошва галтеля представляет собой часть цилиндрической поверхности. Радиус ее округления зависит от диаметра бондарной посуды. Все рубанки делают из хорошо просушенной древесины. Иногда с целью уменьшения стираемости подошву рубанка изготовляют из древесины яблони или груши. Горбач используют для строгания внутренней пласти бочечных клепок. Поэтому его подошва имеет параболическую поверхность, близкую к поверхности бочки. Для строгания внешней стороны клепок всех видов пригоден обычный рубанок с прямым ножом и плоской подошвой.

Для шлифования клепок готовых изделий используют специальные шлифовальные колодки. Рабочая поверхность колодок повторяет форму подошв рубанков. На каждую колодку наклеивают или прижимают шурупами наждачную бумагу (шлифовальную шкурку) различной зернистости. Одинаковых колодок с различной зернистостью наждачной бумаги должно быть несколько. На колодки с плоской и цилиндрической рабочей поверхностью наждачную бумагу закрепляют с помощью пластинки, которую накладывают сверху и прижимают шурупами. Этим же способом закрепить наждачную бумагу на колодке с параболической рабочей поверхностью практически невозможно. Поэтому используют только наклеивание. Из наждачной бумаги вырезают развертку с клиновидными вырезами и наклеивают на колодку. Чтобы наждачная бумага плотно прижалась к деревянной поверхности, сверху кладут мешочек с сухим песком, а на него какой-либо тяжелый предмет.

Внутренние поверхности мелкой бондарной посуды, в которую не входит рука, шлифуют колодками с длинными ручками.

Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»

Секреты бондарного мастерства. Часть 2. От дупла до бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка

Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки

Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа

Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава

Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи

Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава

Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады

Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 13. Изготовление параболической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне

Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок

Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка

Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд

Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек

Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки

Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок

Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце

Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец

Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»

Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики

Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек

Секреты бондарного мастерства. Часть 28. Колодезная труженица

Секреты бондарного мастерства. Часть 29. «Шла девица за водой…»
Вернуться назад