Главная > Мастерская > Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент

Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент


2-08-2021, 20:10. Разместил: space

§16. Геометрический орнамент

Общие сведения. Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Нередко его выполняют в виде переплетений различных геометрических форм. В качестве первого упражнения можно выполнить один из таких орнаментов (рис. 33). Основная задача упражнения - подобрать красивые, гармоничные сочетания древесных пород и точно, аккуратно выполнить соединения отдельных элементов набора.

Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент

Рис. 33. Орнаменты из переплетений прямолинейных и криволинейных полос: а - переплетение квадратов и окружности, б - переплетение прямых полос с волнообразной

При выборе пород древесины для геометрического орнамента нужно учесть, что главную роль здесь играет цвет древесины. Сочетание элементов набора должно быть построено на контрасте их цветов. Для изготовления криволинейных деталей набора не следует применять породы с яркой и крупной текстурой древесины. Для фона можно выбрать древесину с заметной, но некрупной текстурой, фон должен быть спокойным, мягким; для вставок - древесину со слабо выраженной текстурой, но более яркую по цвету.

При выполнении орнамента из квадратов и окружности (рис. 33, а) рисунок наносят на шпон, служащий фоном (например, светлое красное дерево). Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В них вставляют квадраты из клена, причем направление волокон квадратов должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки красного дерева.

Затем вырезают окружность от руки ножом или с помощью циркуля. При вырезании гнезд под элементы окружности нужно соблюдать направление резания, показанное стрелками. При вырезании вставок-дуг направление резания должно быть противоположным. Для вставок можно применить крашеную грушу черного или темно-коричневого цвета. Направление волокон в них должно совпадать с направлением волокон фона.

Набор второго орнамента (рис. 33,б) начинают со вставки прямых полос шпона из груши. Направление волокон у них должно совпадать с направлением волокон фонового шпона (красного дерева или ореха). Закрепив полоски клеевой лентой, вырезают гнезда и вставляют в них элементы волнообразной полоски. Направление волокон на всех участках этой полоски должно быть перпендикулярным направлению волокон фонового шпона. Для этого элемента орнамента можно использовать березовый или кленовый шпон. Шпон режут ножом от руки, соблюдая правила криволинейного резания. Ширина полосок должна быть везде одинаковой. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.

Выполнение геометрического орнамента в круге (рис. 34). Для выполнения орнамента, показанного на рис. 34, а, используют следующие породы древесины: красное дерево 1, окрашенное в черный цвет, натуральное красное дерево 2, орех 3 темного тона, клен 4 «птичий глаз», орех 5 светлого тона.

Из шпона черного цвета вырезают круг. Из шпона натурального красного дерева вырезают четырехугольники, склеивают их сначала попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы из ореха, а в них врезают лучи из клена. Затем вырезают мелкие детали из шпона черного цвета. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Направление волокон у всех деталей орнамента должно совпадать с направлением лучей.

Этот набор можно выполнить и по-другому. Сначала набирают звезду из шпона красного дерева, вставляют в нее мелкие элементы из шпона черного цвета. Затем врезают звезду в фоновый шпон, не вырезая круга. Вырезают гнезда и вставляют лучи из шпона ореха и клена. После этого с помощью циркуля-резака, поставив его нож¬ку в центр звезды, вырезают круг.


Рис. 34. Геометрический орнамент в круге (а, б): 1 - красное дерево, окрашенное в черный цвет, 2 - красное дерево натуральное. 3 - орех темного тона, 4 - клен «птичий глаз», 5 - орех светлого тона

Освоив резание и соединение геометрических элементов с острыми углами, можно выполнять более сложные орнаменты по собственной композиции. Примером такого набора может служить орнамент, показанный на рис. 34,б. В этом орнаменте наряду с прямолинейными формами использованы круги, а также вставки в виде тонких прожилок по окружности. Круги большого диаметра вырезают с помощью циркуля-резака, маленького - от руки ножом. При серийном изготовлении подобных наборов можно применить штампы-просечки.

Вставки-прожилки по кольцу вырезают по частям: в фоновом шпоне вырезают участок кольца (дуги) с помощью циркуля-резака или от руки ножом. Шпон вставки не подкладывают под гнездо, как обычно, а, измерив ширину дуги, вырезают ее из шпона с помощью циркуля-резака или по нанесенным циркулем линиям от руки ножом. Для таких жилок используют породы с однородной по плотности древесиной, достаточно легко режущейся (орех, березу, грушу). Вставив кусочек кольца, вырезают гнездо для следующего и т. д.

Если ширина жилки 0,5 - 0,8 мм, т. е. равна толщине строганого шпона, ее можно изготовить так. Отрезают узкую полоску шпона вдоль волокон древесины (ширина ее должна быть равна толщине фонового шпона), изгибают ее и вставляют на ребро в прорезь кольца.

Такими наборами можно украсить крышки журнальных столиков.


Рис. 35. Сетчатый орнамент

Выполнение сетчатого орнамента (рис. 35). Набор выполняют из шпона двух пород древесины контрастных цветов, например красного дерева и клена «птичий глаз», березы и красного дерева, ореха и груши. Для светлого орнамента применяют породу с однородной, не резко выраженной, текстурой, без видимых полос, а для фона - породу с более резко выраженной, но не крупной текстурой.

В данном случае вставками являются элементы фона орнамента, поэтому рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Он требует тщательной прорисовки при переводе и большой точности при исполнении набора.

Набор ведут последовательно - слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон светлого шпона. Это облегчит обработку поверхности набора (шлифование) после приклеивания его к основе.

Книга «Мозаика и резьба по дереву»
Т.А. Матвеева
г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.


Мозаика. Часть 1

Мозаика. Часть 2. Материал

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Мозаика. Часть 4. Приемы выполнения мозаики

Мозаика. Часть 5. Орнамент

Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент

Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент

Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе

Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора

Мозаика. Часть 11. Наклеивание мозаичного набора на основу

Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора
Вернуться назад