Главная > Мастерская > Художественная резьба по дереву. Часть 3. Дерево и древесина

Художественная резьба по дереву. Часть 3. Дерево и древесина


11-01-2022, 10:15. Разместил: space

С колыбели до конца жизни люди живут в общении с деревом. Оно дает дыхание, тепло, пищу, ласкает глаз. Деревья, как и люди, живут и умирают. Человек обретает бессмертие в труде, дерево - в творениях рук человеческих.

Развитие цивилизации на Руси непосредственно связало с деревом. Языческие идолы, христианские храмы, избы с затейливой резьбой и роскошное убранство дворцов — все это дерево. От туесов, лаптей, домашней утвари - до подлинных произведений искусства - часов с деревянными механизмами - все предки наши создавали из древесины.

Как уже говорилось, деревья живут и умирают, а следовательно, имеют свою анатомию - строение организма. Мастеру художественной резьбы по дереву необходимы знания о строении древесины, ее физических и механических свойствах, которые должны учитываться при изготовлении изделий.

Части дерева

Дерево делится на три части: корень, ствол и крону (рис. 13). В декоративно- прикладном и изобразительном искусствах используются практически все части дерева (корнепластика, флористика и т. д.). Резчики по дереву используют в основном ствол, т. е. древесину.

Строение древесины

Художественная резьба по дереву. Часть 3. Дерево и древесина

Строение ствола имеет довольно сложную структуру, что мы наблюдаем на продольном и поперечном разрезах. На рис. 14 - 15 показаны кора, камбий, древесина и сердцевина.

Кора состоит из двух слоев: наружного - пробкового и внутреннего, который называется лубом. Наружный представляет собой корку, предохраняющую дерево от внешних воздействий.

Камбий находится между лубом и древесиной - это нежный и сочный слой, обеспечивающий рост дерева путем деления клеток, часть которых остается в камбиальном слое, а другая часть идет на построение коры и древесины.

Древесина - это основная часть ствола дерева, которая используется в столярном производстве, строительстве и резьбе.

Дерево растет. Весной камбий образует множество новых клеток. Летом и, особенно, к осени активность камбия уменьшается, клетки становятся мельче, а их стенки толще. Эти как бы сжатые клетки составляют темные круги - годичные кольца. Ежегодно лесные красавицы надевают новые халаты (обертываются ими сверху донизу), только в отличие от человека халаты не меняют, сколько халатов (колец), столько и лет дереву. В некоторых породах годичные кольца выделяются более отчетливо (сосна, дуб и т.д.) и видны простым глазом, а в иных еле заметны. Чем ближе к вершине, тем моложе древесина и тем меньше годичных слоев, поэтому возраст дерева нужно определять по срезу у корня. По мере роста дерева старые годичные кольца приобретают твердость и плотность. Чем ближе к коре, тем древесина рыхлее. Молодые слои еще не омертвели, и по ним снизу вверх движутся питательные вещества, обеспечивающие рост дерева. Эти слои называются заболонью. Слои, прилегающие к сердцевине, называются ядром. Ядровая древесина имеет более темную окраску, большую прочность и содержит меньше влаги, чем заболонь. Эта особенность имеет практическое значение при выборе древесины для выполнения изделий в зависимости от их назначения и способов обработки. Заболонь хорошо поддается резанию, но менее стойка. Ядровая древесина чище обрабатывается и изделие из нее более прочное.

В зависимости от наличия ядра, заболони и спелой древесины породы деревьев делятся на:
ядровые - имеют ядро и заболонь (сосна, кедр, лиственница и др.);
заболонные - имеют одну лишь заболонную древесину (береза, ольха и др.);
спелодревесные - имеют спелую древесину и заболонь.

Дело здесь в том, что у лиственных пород влага из почвы подводится через трубки - сосуды. У хвойных пород этих сосудов нет, влага поднимается через клетки, но у них имеются каналы, называемые смоляными ходами, в которых содержится смола. Древесина пихты смоляных ходов не имеет.


Сердцевина - внутренняя, центральная часть ствола - состоит из рыхлых, непрочных клеток. Сердцевина проходит через ствол от корня до вершины, и от нее отходят сердцевинные лучи. Каждый луч пронизывает несколько годичных слоев.

Сердцевинные лучи нужно учитывать при обработке древесины. По ним раскалывается распиленный на части ствол. Плоскость, образующаяся при расколе, неровная, с отщеплениями, это результат того, что лучи проходят не сплошной линией от корня до вершины, а прерываются на отрезки.

Узоры на древесине, как их создает природа

В наше время промышленность выпускает множество покрытий, имитирующих текстуру дерева. Безусловно, это достижение, позволяющее сберечь лес и повысить производительность труда в мебельной промышленности и при оформлении интерьеров.

Но как бы ни старались художники, это всего лишь подделка под природные материалы. Чарующие узоры на древесине, сотканные природой, незаменимы. Рассмотрим, как они образуются.


Суть в том, что по мере роста дерева годичные слои получаются не прямые, как у свернутого рулона бумаги, волокна свиливаются, порой в различных направлениях, и при срезах под различными скосами пересекаются, образуя узоры. Наглядно проследим этот процесс на трех основных разрезах ствола: поперечном (торцевом), радиальном и тангентальном (рис. 16).

Поперечный (торцевой) разрез ствола образуется из годичных слоев. На сосне, кедре, лиственнице и др. хорошо просматриваются кольца, и при тщательной обработке здесь можно получить красивую текстуру.

Радиальный разрез проходит продольно через сердцевину ствола, текстура на плоскостях образуется в виде относительно прямых продольных линий.

Тангентальный разрез проходит вдоль ствола, но удален от сердцевины. На нем образуются узоры, так как перерезаются годичные кольца - чехлы и сердцевинные лучи, которые служат для прохождения влаги, воздуха и питательных веществ, горизонтально внутри ствола от сердцевины к коре.

На плоскостях квадратного бруса с сердцевиной в центре и спиленных горбылях все срезы тангентальные с узорчатой текстурой. Далее разрежем брус вертикально на две равные части. Радиальный разрез пройдет по центру сердцевины, и на плоскостях будет текстура с прямолинейными полосками. На остальных трех плоскостях останется тангентальная текстура, но на узких плоскостях рисунок разделится пополам.

Если этот же брус распилить на четыре равные части по сердцевине, то получатся четыре бруса, и на каждом из них две стороны будут с радиальным рисунком, а противоположные с тангентальным.

Технические свойства древесины

Успех работы резчика во многом зависит от правильного выбора древесины для поделки с учетом ее технических свойств, таких, как: цвет, блеск, текстура, влажность, растрескивание, коробление, прочность, твердость, вязкость, хрупкость, запах и т.д.

Одно и то же свойство по-разному сказывается на качестве и художественной ценности изделия. Так, например, ярко выраженная текстура может повышать выразительность изображения, а для скульптур человеческого тела непригодна, здесь нужно использовать однородную древесину.

Старые мастера при выборе древесины учитывали ее прочность и устойчивость к атмосферным воздействиям, что обеспечивает долговечность творений, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней памятники деревянного зодчества и художественные произведения, хранящиеся в музеях и частных коллекциях.

Рассмотрим свойства древесины, с которыми наиболее часто встречается резчик по дереву.

Цвет. По цвету, как одному из признаков, можно определить породу древесины и ее качество. Многие породы имеют белый цвет, к ним относятся береза, липа, осина, eль. Дуб и ясень имеют бурый тон, бук – красновато-белый, грецкий орех - коричневый. Древесина бывает самых разнообразных цветов - от насыщенно-темных до белых. Здесь нужно учитывать, что одни цвета природные, характеризующие породу дерева, а другие образуются в результате воздействия кислорода воздуха, иных химических соединений. Так после рубки древесина темнеет. Сложенные в кучу сырые доски или брус начинают синеть, особенно в нижних рядах, где скапливается влага,
что портит древесину.

Блеск древесины зависит от расположения сердцевинных лучей и имеет значение, когда древесина применяется в неокрашенном виде. Хорошо обработанная и отшлифованная древесина обладает специфическим глубоким блеском и несравнима с любым покрытием.

Текстура. Текстурой называется рисунок, который получается на обрабатываемой поверхности продольного разреза дерева в результате перерезания его волокон, годичных слоев и сердцевинных лучей. Особенно четко вырисовывается текстура у пород деревьев с хорошо развитыми сердцевинными лучами (сосна, дуб, орех и т.д.).

У деревьев же со слаборазвитыми сердцевинными лучами и неясно выраженными годичными слоями (липа, осина, тополь) текстура просматривается слабо.

Влажность. Степень насыщенности древесины влагой зависит от почвы и породы дерева. Деревья, растущие на сухой почве, менее влажны. Свежесрубленный дуб содержит меньше влаги, чем ель или сосна. Влажная древесина легко подвергается загниванию, а при высыхании растрескивается и коробится. По влажности древесина подразделяется на сырую, полусухую, воздушно-сухую и сухую - в зависимости от процента влажности. Сырая древесина - больше 23%; полусухая - от 18 до 23%; воздушно - сухая - от 12 до 18%; сухая - от 8 до 12%.

Для определения влажности разработана технология, но, как правило, резчики ее не используют, определяют влажность исходя из опыта. Слишком пересохшая древе¬сина отрицательно влияет на качество изделия и затрудняет работу. Мастера определяют влажность древесины по звуку или по массе. Сухая древесина от удара издает чистый, звенящий звук.

Усушка. По мере высыхания древесина уменьшается в размерах, становится короче, уже и тоньше, при этом по длине доски, бревна усушка незначительна (0,1%), но по радиусу поперечного сечения достигает от 3 до 5%. Если сухую древесину поместить в помещение с повышенной влажностью, то она разбухает и увеличивается в объеме и весе. Это свойство успешно может быть использовано резчиками.
Если древесина пересушена, ее нужно намочить, обернуть полиэтиленовой плен¬кой и поместить в теплое место. Через некоторое время влага впитается, и древесина разбухнет до нужного состояния.

Растрескивание. Если наружные слои дерева высыхают быстрее внутренних, то, уменьшаясь, они встречают сопротивление внутренних слоев и разрываются, образуя трещины, которые идут от наружных слоев к центру ствола. Этому в наибольшей мере подвергаются породы с хорошо развитыми сердцевинными лучами. Растрескивание, как правило, начинается с торцовых распилов, особенно при быстром высыхании. Если оставить доски в жаркую погоду на солнце, через несколько часов они растрескаются. Поэтому сырую древесину нужно сушить в прохладном месте, то есть создать условия для медленного высыхания. Торцы бревен, брусьев и досок необходимо защитить от растрескивания одним из следующих способов: оклеить бумагой, промазать гашеной известью, краской или олифой.

Коробление. Части древесины, расположенные ближе к сердцевине, содержат меньше влаги и высыхают быстрее, чем другие, внешние слои. Неравномерная усушка изменяет форму доски или бруса, распиленная древесина коробится. При короблении выпуклость доски всегда обращена в сторону сердцевины. Сильнее коробятся заболонные доски, так как они расположены дальше от сердцевины. Средняя доска, если сердцевина проходит по ее центру, не коробится. Боковые части ствола больше подвержены короблению, так как это уже заболонь, а ее клетки усыхают сильнее ядровых.


Теперь легко понять, почему доски из распиленного отрезка ствола выгнуты в разные стороны и степень их выгиба разная. Нужно учитывать, что чем шире доска, тем вероятнее ее изогнутость. Поэтому при склеивании щитов доски нужно распиливать пополам по сердцевине, или на бруски. При соединении же досок их располагают в щитах так, как указано на рис. 17, с тем, чтобы они препятствовали короблению, взаимно выпрямляли плоскость щита. Кроме поперечного коробления, бывает еще и продольное, как его иногда называют, «доска винтом». Такое коробление является еще большим злом, особенно в столярном производстве.

Прочность древесины - это способность ее сопротивляться действию внешних сил при сжатии, растягивании, гнутье, скалывании и срезании. Эти силы по-разному проявляют себя в зависимости от расположения волокон.

Так сопротивление растяжению и сжатию поперек волокон в 20 раз меньше, чем вдоль их.

Снятие (строгание) древесины без перерезания волокон называется скалыванием, а с перерезанием волокон - срезом. Стало быть, сколоть часть древесины легче, чем перерезать волокна.

Влажность уменьшает прочность.

У комля древесина прочнее. Зрелая древесина обладает большей прочностью.

Твердость - это свойство древесины сопротивляться обработке режущими инструментами и проникновению в нее гвоздя, шурупа и т. д.

Торцевой слой значительно труднее поддается обработке, чем продольный, так как при обработке торца нужно перерезать сплошной пучок волокон.

По твердости породы деревьев разделяются на:
- очень мягкие: липа, кедр, осина;
- мягкие: пихта, ель, сосна, ольха;
- твердые: дуб, клен, береза, ясень.

Упругость - способность изменять и восстанавливать прежнюю форму, то есть
гнуться и распрямляться.

Вязкость - способность древесины под воздействием внешних сил согнуться и оставаться в этом новом положении, то есть согнуться и не разгибаться. Влажная древесина при высокой температуре хорошо гнется, и это используют при изготовлении гнутой мебели, дуг, колес и т.д. Лиственные породы обладают большей вязкостью, чем хвойные. К очень вязким породам относятся: вяз, дуб, ясень, бук.

Хрупкость - это свойство, противоположное упругости; под воздействием внешних сил можно только незначительно менять форму хрупкой древесины, иначе изделие расколется. Это свойство тоже нужно учитывать резчику, особенно в прорезной резьбе.

Раскалываемость - способность древесины колоться по длине волокон под воздействием клина (топора, ножа). Этим свойством древесины пользуются для производства дранки, клепки. Наши предки испокон веков использовали способы раскалывания. Из плашек или просто из полена «щепали» лучину, которой освещались, растапливали печи.

Рассмотренные свойства древесины играют важную роль в резьбе по дереву, о них мы вспомним, когда будем изучать технику изготовления резных изделий.

Ф.В. Жильцов
А.Б. Шалин
Редакционно-издательский отдел Новосибирского института
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования (оригинал-макет), 1998.
Издательский дом «Манускрипт», 2002.



Художественная резьба по дереву. Часть 1. Рабочее место резчика

Художественная резьба по дереву. Часть 2. Виды резьбы
Вернуться назад