Главная > Мастерская > Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба

Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба


20-04-2022, 10:49. Разместил: space
Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба

Прялка. Фрагмент «Ездочок».
Ярославская обл. ХIХ в.

Менее известна другая разновидность геометрической резьбы - скобчатая. Быть может, это связано с тем, что полукруглая стамеска, которой выполняется скобчатая резьба, появилась намного позже ножа и не имела такого широкого распространения. В основном ее можно было встретить только в доме профессионального мастера.

Приложите острие полукруглой стамески к поверхности мягкой древесины и слегка вдавите в нее. На дереве отпечатается след, похожий на скобку. Отсюда и название скобчатой резьбы. Иногда ее еще называют ногтевидной, и тоже не случайно. Попробуйте нажать ногтем на поверхность, например, пластилина, и вы получите вмятину, очень похожую на ту, которую оставило острие полукруглой стамески на древесине.

Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего этой резьбой украшались ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков. Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные мореным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой.

В прошлом веке скобчатую резьбу в сочетании с контурной настолько широко применяли ярославские резчики, что даже по oрдному небольшому фрагменту резного убранства можно было сразу же отличить ярославские прялки от других, распространенных на русском Севере. Ярославские прялки имели своеобразную форму лопасок, отдаленно напоминающую силуэт высокого терема. В форму лопаски-стойки резчики умело вписывали многоэтажный терем, увенчанный остроконечной башней, поэтому ярославские прялки так и назывались - теремковые. Техника скобчато-контурной резьбы, применяемая талантливыми мастерами, позволяла лаконично и живо передавать сцены, происходящие внутри терема: праздничное застолье, беседу за самоваром, задорные народные пляски. В нижней части прялки изображались сцены, которые могли происходить только вне терема: прогулки, гулянья, поездки жениха на санях к невесте...

На рисунке вы видите фрагмент ярославской прялки первой четверти XIX века. Этот фрагмент получил название "Ездочок". Ножом сделаны контуры изображения, а заполнены они несложными ногтевидными порезками. В технике скобчатой резьбы выполнено орнаментальное обрамление. Вдоль боковых краев вырезана плетенка - древнейший орнаментальный мотив.

Ярославские мастера вырубали прялки только из березовой древесины. И это не случайно. На достаточно твердой, плотной и однородной древесине березы нож и стамеска оставляли очень четкий и гладкий срез без сколов.

Скобчатую резьбу можно встретить и на многих других изделиях из дерева, в основном в сочетании с другими видами резьбы. Применяли ее и при изготовлении пряничных досок. Они вырезались из более твердой древесины, чем береза, в основном из груши и клена. Мастера знали: чем плотнее и тверже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.

Скобчатая резьба нередко служит декором объемной резьбы. Ее можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка, на сосудах в виде животных - коня и утицы. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например, узоры на одеждах сказочных персонажей.

Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из дерева: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно. Для всех этих изделий нужно применять хорошо высушенную древесину, имеющую однородное строение, без сучков и трещин. Пригодна древесина всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка (березы, груши, ореха, клена, липы, осины, тополя, ивы и других).

Для выполнения скобчатой резьбы потребуются полукруглые стамески различных размеров с шириной лезвия от 5 до 25 мм. О том, как своими силами изготовить полукруглые стамески, будет рассказано в главе "Объемная резьба". Для выполнения некоторых элементов резьбы необходим нож или плоская стамеска со скошенным лезвием. Для разметки орнаментов применяют циркуль и линейку.


Хотя сами по себе приемы нанесения скобчатой резьбы довольно просты, не нужно сразу пытаться украсить ею какое-то готовое изделие из дерева. Все элементы орнаментов, показанные на рисунке, желательно предварительно выполнить в порядке усложнения на отдельной доске. Доску нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать наждачной бумагой. Этого делать не рекомендуется при выполнении любого вида резьбы. Ведь мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах дерева, при резьбе попадают под лезвие стамески или ножа и тупят его. Зачищать деревянное изделие наждачной бумагой можно только после завершения всех резных работ.

Каждый элемент скобчатой резьбы, в какую бы сложную орнаментальную композицию он ни входил, выполняется всегда двумя последовательными приемами: насечкой и подрезкой. Поставив полукруглую стамеску перпендикулярно к поверхности доски, с силой нажмите на рукоятку. В мягкую древесину лезвие должно проникнуть примерно на 1,5-2 мм. Конечно, эти цифры весьма относительны: определяя оптимальную глубину насечки, резчик учитывает ширину стамески, размеры изделия, твердость дерева и многие другие особенности.

Все показанные на рисунке варианты насечек получены путем вдавливания острия полукруглой стамески в поверхность древесины в определенном положении. Поворачивая стамеску поочередно то в одну, то в другую сторону, можно получить насечку в виде волны. Располагая скобки по окружности, получают насечку, напоминающую контуры цветка. И т. д. Насечку в виде окружности легко получить вращением стамески вокруг своей оси. Вращать нужно осторожно, постепенно углубляя лезвие стамески в дерево. Можно поступить наоборот - стамеску держать неподвижно, а вращать доску.


Второй этап выполнения любого элемента скобчатой резьбы - подрезка. При подрезке доска должна упираться в планку, прибитую к верстаку или рабочему столу.

Поставьте стамеску под острым углом к доске. Слегка поворачивая стамеску вокруг своей оси то в одну, то в другую сторону, продвигайте ее к насечке. Если глубина подрезки точно совпала с глубиной насечки, то от доски легко отделится кусочек дерева, напоминающий ноготь. Если срез получится недостаточно чистым, со сколом, следует этой же стамеской углубить насечку и снова повторить подрезку.

Целый ряд элементов скобчатой резьбы выполняется последовательно двумя инструментами - полукруглой стамеской и ножом-косяком. В одних случаях насечка выполняется ножом-косяком с последующей подрезкой полукруглой стамеской, в других же - наоборот, насечку выполняют полукруглой стамеской, а подрезку - ножом-косяком.

Простейший узор с насечкой ножом выполняется в следующей последовательности. В древесине ножом-косяком делают достаточно глубокую прорезь по прямой линии. Затем полукруглой стамеской перпендикулярно к ней выполняют ряд подрезок. При этом на древесине образуется ряд желобчатых выемок, имеющих с одной стороны вертикальные плоские срезы. В связи с замыслом выемки располагают в узоре или по одну сторону прорези или же по обе, но в шахматном порядке. При выполнении элементов узора, например напоминающего рыбью чешую, вначале полукруглой стамеской наносят в определенном порядке насечки, а затем ножом-косяком делают под углом к ним плоские срезы.

Нужно иметь в виду, что, какой бы однородной ни была древесина, все же наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется не поперек, а вдоль волокон. Таким же чистым срез получается, если подрезка ведется под углом к волокнам. При подрезке поперек волокон срез получается шероховатым, особенно на мягкой древесине. Эти особенности необходимо учитывать при выборе резного узора. И если это возможно, элементы узора надо стараться располагать так, чтобы при подрезке стамеска передвигалась вдоль волокон или под небольшим углом к ним.

Выполнять резьбу можно только хорошо заточенными стамесками. В процессе работы их нужно постоянно править на куске липы или кожаном ремне с пастой ГОИ.

На рисунке приведены только самые характерные орнаментальные мотивы скобчатой резьбы, в которых далеко не до конца использованы возможности полукруглой стамески и резака. Приобретя навыки в работе с полукруглой стамеской и проявив определенное упорство, вы сможете сами создавать оригинальные орнаментальные композиции, учитывая форму и назначение украшаемого изделия.

Г. Федотов
Книга "Дарите людям красоту"
г. Москва «Просвещение» 1985 г.


Художественная обработка дерева. Часть 1. Трехгранно-выемчатая резьба

Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба

Художественная обработка дерева. Часть 4. Ислими

Художественная обработка дерева. Часть 5. Врезная инкрустация

Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация

Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри

Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение

Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография

Художественная обработка дерева. Часть 10. Обработка капа

Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура

Художественная обработка дерева. Часть 12. Торцовая мозаика

Художественная обработка дерева. Часть 13 Древесная филигрань

Художественная обработка дерева. Часть 14. Изделия из щепы

Художественная обработка дерева. Часть 15. Обработка бересты
Вернуться назад