Главная > Мастерская > Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»
Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»15-02-2023, 10:06. Разместил: space |
Декоративное настенное панно «Сова» Основой панно является уплощенный снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34 а). Уплощенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребенку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. Чтобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощенную форму, его обрызгивают теплой водой, еще раз расчесывают и прижимают сверху доской с гнетом. Другая крупная деталь панно тоже представляет собой снопик. Только он значительно тоньше и перевязан бечевкой не у торца, а в середине (рис. 34 в). Обе половины снопика расчесывают и распускают веером. Чтобы сохранить форму вееров, соломины переплетают «веревочкой». К веерам пришивают по окружности зубчатые плетежки-четырехконцовки («елочки»). Замкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив ее центр ближе к перевязи снопика (рис. 34 г). В середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. Желательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось темное ядро и светлая заболонь. Подобная текстура как нельзя лучше имитирует глаза птицы. Такие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, яблони, вишни и др. Все части панно соединяют вместе (рис. 34 д). В завершение из подходящего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой. «Конь златогривый» У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами, оберегающими человека, когда он находился далеко от дома. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам. Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в). Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35 г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают «веревочкой» специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки. Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив таким образом туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня. На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полосок плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец, приступают к завиванию хвоста. Солому опускают на одну-две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных «бигуди» (рис. 35 е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку. Если все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных «бигуди». Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Таким же способом завивают все остальные полоски, используя заготовленные «бигуди». Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с «бигуди». Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодною воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения. Геннадий Федотов Книга "Энциклопедия ремёсел" Плетение из сухих трав ЭКСМО г. Москва, 2003 г. Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение) Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника Вернуться назад |