Главная > Мастерская > Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов

Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов


3-05-2023, 10:01. Разместил: space
Если слабые и хрупкие соломины сложить вместе, а потом слегка перекрутить, то образуется прочный жгут, который разорвать не так-то просто. Идея использовать соломенные жгуты для изготовления всевозможных емкостей, видимо, была позаимствована у гончаров, лепивших сосуды вручную из глиняных жгутов. Кусочки глины раскатывали ладонями, получали длинные, похожие на колбаски жгуты, которые затем укладывали по спирали ряд за рядом. В зависимости от конфигурации сосуда диаметры кругов, выложенных из жгутов, постепенно увеличивались или уменьшались.


На Кавказе, в южных районах России таким способом лепили из глины пчелиные улья, так называемые сапетки. Подобные улья были также распространены в Греции, Иране и Афганистане. Но поскольку улья приходилось часто перевозить, поднимать высоко в горы на альпийские луга, глиняные сапетки оказались не очень удобными - они были тяжелы и легко разбивались. Поэтому вскоре вместо глиняного жгута для изготовления сапеток стали использовать соломенный. Улья, сплетенные из соломенных жгутов, были не только легкими и небьющимися, но благодаря низкой теплопроводности соломы не перегревались внутри от знойных лучей солнца и не переохлаждались в случае понижения температуры воздуха (рис. 36). Соломенные стенки надежно защищали пчел от дождя и пронизывающих ветров. Более сложные улья-сапетки состояли из нескольких частей-надставок, в которых размещались запас меда и расплодное гнездо. Такие сапетки имели сложную форму и отличались скульптурной выразительностью.

Из соломенных жгутов крестьяне плели всевозможные корзины, горшки, короба, которые предназначались для хранения различных продуктов.

Сущность этого вида спирального плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.

Техника спирального плетения дает возможность изготовить множество изделий, которые могут найти применение как в сельском, так и городском быту, - коврики, всевозможные корзины, чаши и блюда для овощей. В странах Западной Европы очень распространены большие широкие корзины из соломы для хранения детских игрушек. В отличие, скажем, от пластмассовой, такая корзина безопаснее, поскольку не имеет острых углов, не трескается, образуя острые сколы, а значит, не может поранить ребенка. К тому же привлекательной в современной городской квартире является красота рукотворного изделия и естественного природного материала.

Для плетения можно использовать практически любые травянистые материалы, например камыш, ситник, рогоз, солому ржи, пшеницы, овса, риса и дикорастущих злаков. Причем для свивания жгутов необязательно применять отборный материал, который необходим для других видов плетения. Поэтому чаще всего мастера пускают на спиральные изделия отходы растительного сырья.

В скрученном и уложенном в спираль жгуте маскируются всевозможные недостатки материала. Обматывают и закрепляют жгут бечевкой из растительных материалов - льняных или конопляных волокон.



Рис. 37

Перед плетением траву обязательно увлажняют. Самое трудное - начало плетения, когда нужно образовать первые две спирали, но зато потом процесс плетения идет почти автоматически. Начинают плетение с того, что несколько гонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (рис. 37 а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку всякий раз подсовывают под очерёдной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (рис. 37 б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок будут все время увеличиваться. Чтобы это предотвратить, необходимо время от времени делать холостые обороты бечевки вокруг жгута. Только после этого можно подцепить ИГОЛКОЙ очередной виток бечевки.

Чтобы укладываемый спиралью жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении.

Кроме того, нужно следить, чтобы его толщина была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки травы. Для контроля за толщиной жгута можно использовать металлическую или пластмассовую трубку. Некоторые плетельщики для этих целей применяют гильзы различного калибра, у которых отпиливают донышко (рис. 37 в).

Укладывая жгуты спиралью в одной плоскости, получают круги различного диаметра, которые можно использовать как подставки под горячее или же в качестве ковриков. Если же необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают вверх по вертикали. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении - сужается.

При изготовлении крупных вещей бечевку приходится несколько раз наращивать: к старой привязывают новую, но с таким расчетом, чтобы узел можно было надежно спрятать между жгутами.

Если жгуты обматываются и стягиваются не очень толстыми бечевками, а суровыми нитками, то вместо иглы удобнее использовать специальный деревянный челнок (рис. 37 д). Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони или бука. На челнок наматывается довольно большой запас бечевки или ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно.

Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают или обрывают так, чтобы он плавно переходил в тонкий кончик (рис. 37 г). Только после этого его обматывают бечевкой. Благодаря такому приему место соединения жгута становится не очень заметным.

Освоив приемы спирального плетения из жгутов, можно с успехом использовать эту технику в создании новых, может быть, и не очень традиционных изделий.


Геннадий Федотов
Книга "Энциклопедия ремёсел"
Плетение из сухих трав
ЭКСМО
г. Москва, 2003 г.


Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы

Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)

Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы

Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы

Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников

Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы

Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»

Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой

Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля

Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника

Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника
Вернуться назад