Главная > Мастерская > Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография
Художественная обработка дерева. Часть 9. Пирография24-05-2023, 09:53. Разместил: space |
А. Альт. Кружки из можжевельника. 1975 г. В конце прошлого века в Москве в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Малютина была изготовлена первая русская матрешка. Все восемь фигур этой матрешки были покрыты выжженным рисунком. Выжигание по дереву, названное позже пирографией, было в то время сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины. Аппараты для выжигания были несовершенны, работали они на бензине, который накалял платиновую иглу. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, пирография продолжала развиваться. В подмосковном городе Сергиеве Посаде выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста семей. Было разработано множество различных вариантов матрешек. Однако большой спрос на матрешки заставил мастеров отказаться от трудоемкой пирографии, и постепенно выжигание было заменено росписью. Но для украшения деревянных коробочек, шкатулок и ларцов продолжали применять пирографию. На их крышках изображались сценки из народной жизни, виды исторических мест, города. Значительная часть изделий украшалась различными узорами. С изобретением электровыжигателя пирография стала одной из самых технически простых и доступных способов художественной обработки древесины. Ее применяют также для обработки кожи, кости, картона и других материалов. Простейший электровыжигатель состоит из понижающего трансформатора, реостата, ручки и сменных нитей накала, которые называют штифтами. Вместо реостата лучше применять лабораторный трансформатор — ЛАТР. Он наиболее удобен в работе и позволяет получать высококачественный выжиг различной тональности — от светло-охристого до темно-коричневого. Для выжигания по дереву, коже и кости в домашних условиях вполне пригоден и школьный электровыжигатель заводского изготовления. Такой электровыжигатель предназначен в основном для контурных и тональных рисунков в точечной или штриховой манере, поэтому он имеет постоянный несъемный штифт. Чтобы расширить возможности аппарата, нужно подсоединить к нему ручку другой конструкции (см. рисунок). Корпус ее выточите из бука или березы. Кроме того, выточите из латуни два стержня-держателя. С одного конца каждого стержня нарежьте резьбу МЗ. С другого конца на торце просверлите глухое отверстие диаметром 1,5 мм и глубиной 6 мм. Под прямым углом к нему просверлите другое отверстие и нарежьте в нем резьбу под зажимный винт. Для крепления стержней-держателей выточите из пластмассы диск и просверлите в нем два отверстия. Диск должен не бояться высокой температуры и в то же время быть хорошим изолятором. Этими качествами обладает, например, стеклотекстолит. Кроме электровыжигателя, потребуются некоторые вспомогательные инструменты: кусачки для откусывания нихромовой проволоки, плоскогубцы и круглогубцы для выгибания штифтов, отвертка для завинчивания зажимных винтов, молоток и наковальня для отковки проволоки. Для выжигания предпочтительно применять мягкую древесину лиственных пород — осину, липу, ольху, тополь. Известно, что древесина одних пород воспламеняется уже при температуре 150° С, а для других этот порог значительно выше и доходит до 250°С. Например, мягкая древесина липы воспламеняется при более низкой температуре, чем бук или береза. Поэтому выжигать на мягкой древесине намного легче и быстрее, чем на твердой. Достаточно легкого прикосновения раскаленного штифта к поверхности древесины, чтобы получился глубокий и выразительный выжиг. Если предстоит выжечь сложный рисунок, переведите его на древесину с помощью копировальной бумаги. Иногда, чтобы сохранить поверхность древесины чистой, мастера применяют другой способ. На папиросную бумагу предварительно переводят рисунок с эскиза. Затем наклеивают ее на древесину крахмальным или мучным клеем. Выжигают прямо по папиросной бумаге, а после выжигания бумагу осторожно удаляют. Орнамент обычно выполняют фигурными штифтами-штампиками без предварительного рисунка. Осваивать технику пирографии следует начинать с несложного орнамента, для которого потребуется изготовить самые простые штифты. На нашем рисунке показана последовательность выжигания простого узора. Чтобы выполнить такой узор, заранее приготовьте два простых штифта. Они выгибаются в виде скобок разных размеров. Штифты изготовьте из нихромовой проволоки диаметром от 0,3 до 1,5 мм. Проволоку нарежьте на небольшие куски и плоскогубцами или круглогубцами придайте им требуемую форму. Чтобы увеличить жесткость штифта, проволоку предварительно слегка отковывают молотком на наковальне. В крайнем случае для изготовления штифтов можно использовать проволоку от спирали электроплитки, но такие штифты недолговечны. Изготовленный штифт закрепите в держателях. Включите электровыжигатель и с помощью ЛАТРа или реостата добейтесь, чтобы рабочая часть штифта накалилась до светло-красного цвета. На отдельном куске дерева той же породы, что и выжигаемое изделие, сделайте пробу. При оптимальном накале штифта от легкого его прикосновения к древесине на ней должна получиться четкая углубленная коричневая линия с легким золотистым оттенком по краям. При слишком большом накале штифта дерево будет вспыхивать, чего допускать не следует. При слишком слабом накале штифт приходится прижимать к поверхности древесины с некоторым усилием, от этого он деформируется и быстро теряет форму, а выжженная линия получается очень темной и маловыразительной. В первом случае нужно убавить, а во втором увеличить накал штифта. Меняя степень накала, можно добиться большого разнообразия оттенков — от светло-золотистого до темно-коричневого. От высокой температуры древесина по краям выжженного контура слегка подпаливается, приобретая легкий золотистый цвет. Подпал смягчает резкий контур рисунка и делает его более живописным. Добившись нужной тональности выжига на пробной дощечке, приступайте к выжиганию орнамента непосредственно на изделии (см. рисунок). Сначала выжигайте более крупные элементы (1,2). Затем, сменив штифт, более мелкие (3). На последнем, завершающем этапе наносите точки (4). Такой же последовательности нужно придерживаться при выжигании любого другого орнамента, каким бы сложным он ни был. Во всех случаях при выжигании нужно идти от более крупных элементов рисунка к более мелким. При выполнении сложного контурного рисунка штифт передвигайте по поверхности древесины, слегка касаясь ее. Скорость передвижения штифта во многом зависит от силы накала штифта и твердости древесины. По мягкой древесине штифт движется легко и свободно даже при слабом накале. Этим способом провести линию одинаковой толщины довольно сложно. Поэтому контурные рисунки лучше выжигать с помощью штампика. Штампик приложите к древесине на каком-либо участке контура. Получив выжженную черточку, приподнимите штампик, передвиньте его и выжигайте следующую черточку. Черточки должны сливаться в единую линию. При работе с электровыжигателем не забывайте об элементарных правилах техники безопасности. Нельзя оставлять включенный аппарат без присмотра. Менять штифты можно только при выключенном аппарате. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении. Выжженный рисунок при необходимости можно раскрасить. Для раскраски дерева применяют акварельные, гуашевые, масляные краски, темперу, тушь, анилиновые красители. Раскаленный штифт пережигает волокна древесины, что препятствует расплыванию жидких красителей, поэтому краску можно наносить мягкой кистью без предварительной грунтовки. Она будет окрашивать только те участки древесины, которые ограничены выжженным контуром. Для закрепления водяных красителей изделие нужно покрыть тонким слоем лака. Пирография имеет свои, присущие только ей художественные достоинства, и не следует вносить в нее несвойственные ей приемы графики и живописи. Пирографическая работа, выполненная на отдельной дощечке и вывешенная на стене, вряд ли имеет право на существование как самостоятельное художественное произведение. Старые мастера всегда непосредственно связывали технику пирографии с реальными вещами, украшая выжиганием бытовые предметы. Если у вас нет возможности сделать самим столярное или токарное изделие, некоторые из них можно купить в магазине, например разделочные доски или точеные ступки. Украшая деревянные изделия, не перегружайте их выжиганием. Рисунок должен быть лаконичным и сдержанным. Его задача не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту дерева. Г. Федотов Книга "Дарите людям красоту" г. Москва «Просвещение» 1985 г. Художественная обработка дерева. Часть 1. Трехгранно-выемчатая резьба Художественная обработка дерева. Часть 2. Скобчатая резьба Художественная обработка дерева. Часть 3. Объёмная резьба Художественная обработка дерева. Часть 4. Ислими Художественная обработка дерева. Часть 5. Врезная инкрустация Художественная обработка дерева. Часть 6. Мастичная инкрустация Художественная обработка дерева. Часть 7. Маркетри Художественная обработка дерева. Часть 8. Точение Художественная обработка дерева. Часть 10. Обработка капа Художественная обработка дерева. Часть 11. Лесная скульптура Художественная обработка дерева. Часть 12. Торцовая мозаика Художественная обработка дерева. Часть 13 Древесная филигрань Художественная обработка дерева. Часть 14. Изделия из щепы Художественная обработка дерева. Часть 15. Обработка бересты Вернуться назад |