Главная > Мастерская > Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»

Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»


1-11-2023, 10:37. Разместил: space
Г. Я. Федотов
Книга "Секреты бондарного ремесла"
Издательство "Экология",
г. Москва, 1991 г.


В пословицах, поговорках, сказаниях, былинах и народных песнях хлеб и соль почти всегда упоминались рядом. Хлебом-солью встречали дорогих гостей на Руси. Старинный обычай сохранился и в наше время.

«Без хлеба несытно, а без соли невкусно» — говорится в старинной поговорке. Однако соль не только улучшает вкус пищи, но и участвует в важнейших жизненных процессах в организме. Нехватка соли всегда была истинным бедствием. И недаром поэт Б. Дубровин написал"

Отзывалось бессолье ударом!

Без нее не прожить на Земле!

Государыня-соль!

И недаром

Солоница,

Как трон, на столе!

Во все времена к соли относились очень бережно — просыпать соль считалось большим грехом. Хранили соль и подавали на стол в добротных деревянных солонинах, имеющих выверенные веками размеры, пропорции и конструкции. Отличались они друг от друга разнообразием технических приемов изготовления, неповторимостью декоративного убранства. В Верхнем и Среднем Поволжье широкое распространение получили так называемые солонки-кресла. И в самом деле, по форме они напоминали кресла, даже отдельные их части назывались так же, как и у кресла: подлокотники, спинка и т. п. Иные солонины, украшенные резьбой и росписью, были под стать не простому, а тронному креслу. Именно внешний вид этих солониц и дал основание поэту утверждать, что «солонина», как трон, на столе...» Солоницы-кресла либо долбили из целого куска дерева, либо собирали из отдельных дощечек, которые соединяли между собой столярным или бондарным способом. Бондарные солонки отличались простотой конструкции, надежностью и практичностью. Они были вместительны, удобны и легки. Яркая выразительная роспись придавала солонке нарядный праздничный вид. Подобные солонки в большом количестве изготовляли на продажу. Время подтвердило практичность старинных бондарных солониц. В крестьянских домах еще можно встретить солоницы, изготовленные чуть ли не в прошлом веке. Даже потемневшее от времени дерево нисколько не испортило их внешний вид.

Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»

Бондарная солоница-стульчик, декорированная резьбой

Не секрет, что в наше время кое-кто не только держит запас соли в стеклянных банках, закрываемых пластмассовыми крышками, но и подает в них соль на стол. О каком-либо удобстве и говорить не приходится. Да и красоты особой в такой «солонице» нет — ее поскорее хочется убрать с глаз долой, вряд ли кто пожелает поставить подобную солонку на видное место. Иное дело — деревянная солонка, будь то старинная или сделанная совсем недавно. Она прекрасно вписывается в интерьер современной кухни или столовой. Прятать такую солонку и в голову не придет: она в равной мере украшает и кухонную папку и обеденный стол. Солонку удобно переносить с места на место, а крышка, которая всегда при ней. надежно защищает соль от проникновения влаги. В то же время крышка легко, без усилий открывается и закрывается.

Поволжская солоница состоит из шести деталей (не считая обручей): откидной крышки, донышка и четырех клепок. Верхняя часть одной из клепок образует спинку, за которую солонку переносят или подвешивают на стене. Правда, для этого в ней заранее вырезают круглое или фигурное отверстие. Две боковые клепки имеют наверху выступы с отверстиями, именуемые подлокотниками. Четвертая (самая короткая) клепка обрезана вверху под прямым углом к вертикальной оси. Все четыре клепки имеют с внешней стороны небольшую выпуклость, а с внутренней — соответствующую ей вогнутость. За многие столетия оправдала себя простая и удобная крышка на вертлюгах. Вырезая ее, по краям оставляют два выступа, которые затем скругляют ножом. Образовавшиеся стержни-вертлюги при сборке солонки вставляют в отверстия, просверленные в подлокотниках. Вертлюги и отверстия для них делают с таким расчетом, чтобы откинутая крышка упиралась в спинку солоницы, сохраняя при этом положение близкое к вертикальному.


Поволжская солоница. XIX век

Узкие кромки клепок скашивают под углом 45°, а внизу на одинаковом расстоянии от краев пропиливают пилой уторные пазы. Клепки делают с внешней стороны слегка выпуклыми. Соединив их вместе временными рабочими обручами, скругляют на стыках острые ребра. Ту часть клепок, которая будет образовывать остов солонки, слегка сужают кверху с помощью струга или ножа. Это обеспечит плотное набивание обручей. Обручи на солонке можно располагать в одном или двух гнездах. Перед окончательной сборкой стержни-вертлюги вставляют в отверстия подлокотников, а донышко — в уторы. Затем набивают постоянные деревянные обручи. Готовую солоницу расписывают масляными красками или украшают резьбой.

Другую солонку, о которой пойдет речь, скорее можно сравнить не с креслом, а со стулом, имеющим богато украшенную спинку. Остов бондарной солонки имеет форму усеченного конуса, предполагаемая вершина которого находится вверху. У солонки лопатообразная спинка и округлая крышка, которые декорированы трехгранно-выемчатой резьбой. Все клепки остова имеют желобчатую форму, за исключением двух — передней и задней. Одна плоская клепка плавно переходит в спинку, в которой сверлят отверстия, предназначенные для подвешивания солонки на стенку. Крышка солонки, так же, как и предыдущей, откидывается, упираясь в спинку. Но открыть ее можно, не только приподняв за выступающие края, но и нажав сзади на специальный рычаг. Это особенно удобно, когда закрытая солонка находится в руке в то время, когда другая занята. Для того чтобы крышка приоткрылась или открылась полностью, достаточно одним из пальцев нажать на рычажок. Рычажок вырезают из единого куска дерева вместе с крышкой. Но возможен и другой вариант, когда его изготовляют отдельно, а затем соединяют с крышкой с помощью круглых шипов.

Резьбу на спинке и на крышке выполняют до сборки солонки. Остов стягивают двумя поясами деревянных обручей. Применение в солонках металлических обручей недопустимо, поскольку от соли и вбираемой ею влаги обручи могут быстро заржаветь. Именно поэтому во все времена солонки собирали без каких-либо металлических крепежных деталей и они всегда были плоть от плоти дерева.


Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»

Секреты бондарного мастерства. Часть 2. От дупла до бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка

Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки

Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа

Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава

Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи

Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава

Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады

Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 13. Изготовление параболической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне

Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок

Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка

Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд

Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек

Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки

Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок

Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце

Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец

Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики

Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек

Секреты бондарного мастерства. Часть 28. Колодезная труженица

Секреты бондарного мастерства. Часть 29. «Шла девица за водой…»
Вернуться назад