Главная > Мастерская > Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля

Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля


15-11-2023, 09:45. Разместил: space
Солома издавна была самым доступным и дешевым кровельным материалом. В XVII веке в Англии и других европейских странах соломой покрывали даже крыши церквей. Постепенно, по мере того как богатели приходы, солому стали заменять черепицей — материалом дорогостоящим и малодоступным. Сначала черепицей старались покрыть те участки кровли, которые были видны со стороны главного входа и дороги, а затем, если средства позволяли, заменяли всю кровлю целиком. Но до тех пор солома служила верой и правдой, надежно защищая храмы от частых и затяжных дождей.

Знаменитый лондонский театр «Глобус», в котором ставил свои пьесы великий поэт и драматург В. Шекспир, был тоже покрыт соломой. Правда, в 1613 году во время представления пьесы «Генрих VIII» солома в какой-то мере способствовала возникновению пожара, но причиной его все же была беспечность. От пушечных выстрелов, которые полагалось произвести по ходу пьесы, соломенная кровля загорелась — огонь уничтожил навес, под которым были расположены три яруса с деревянными скамейками для зрителей. Когда через несколько месяцев театр был восстановлен, на его крыше вместо соломы была уже черепица. Между тем в крестьянских постройках солома еще долгие годы оставалась самым распространенным кровельным материалом во всей Европе.


В давние годы в России родилась поговорка: основа соснова, да уток (крыша. - Г.Ф.) соломенный. В ней содержался явный намек на ненадежность соломы как кровельного материала. Между тем крыша из добротной соломы служит не один десяток лет и порой долговечнее, чем железная, дощатая и даже черепичная кровля (рис. 44).

Жилые дома или хозяйственные постройки с соломенной кровлей встречаются теперь довольно редко, да и то где-нибудь в глубинке, вдали от больших дорог. Не один десяток лет поливали такую кровлю дожди, жгло солнце и разметывал ветер. Со временем солома чернела, и буро-зеленым панцирем из мха покрывался ее северный скат. Если выдернуть из стрехи две-три соломины, то окажется, что потемнели только лишь концы соломин, а сами они сохранили янтарно-желтую окраску и мягкий золотистый блеск. Они сохранились такими, какими были несколько десятков лет назад. Тлению подвергся только верхний слой соломенной кровли. Сохранился этот хрупкий материал благодаря умелому его использованию, выработанным за многовековую практику приемам укладки соломы.

Разумеется, в более позднее время, когда стали появляться другие кровельные материалы, сельских строителей привлекала не только доступность и дешевизна соломы. Крестьяне утверждают, что под соломенной кровлей зимой в избе теплее, а летом прохладнее. И действительно, толстый соломенный слой - прекрасный изолятор, преграждающий летом путь жарким солнечным лучам, а зимой - стуже.

Соломой и в наше время можно с успехом покрывать небольшие постройки, предназначенные для защиты от дождя и солнца. Это могут быть беседки или теневые навесы в лесопарковых зонах, на полевых станах и т. п.

Соломенная кровля очень декоративна, прекрасно сочетается с древесиной и органически вписывается в окружающую природу.

В старину на кровельные работы шла длинная и прямая ржаная солома, сжатая серпом или скошенная косой со специальным приспособлением. Теперь хлеба убирают комбайном. Пройдя через него, солома, как уже говорилось, становится мятой и совершенно непригодной для кровельных работ. Но вместо ржаной и пшеничной соломы можно успешно применять стебли дикорастущих злаков - тростника, вейника, луговика, костеря, лисохвоста, тимофеевки и многих других злаковых растений. Почти на любом пастбище издали видны светло-сиреневые или фиолетово-бурые пятна, в которые сливаются метелки дикорастущих злаков во второй половине лета. Скотина не трогает жесткие задеревенелые стебли. К осени метелки со стеблями обесцвечиваются и становятся белесыми. Заготавливать злаки можно до глубокой осени. Связанные в снопы, они могут храниться на чердаке до следующего лета.

В южных и западных районах достаточно широко распространенным кровельным материалом был тростник. На Украине его называют очеретом. Тростник и по сей день иногда применяют для покрытия хозяйственных построек. Его можно встретить почти всюду, где есть влага, - в сырых лугах, болотах, оврагах и канавах, по берегам рек, ручьев и озер. На юге тростник образует огромные заросли в плавнях - низких заболоченных берегах рек. При благоприятных условиях стебли тростника достигают высоты около 5 м при толщине до 2 см. На вершине каждого стебля находится густая метелка, состоящая из множества колосков длиной от 20 до 50 см.

Хотя тростник менее долговечен, чем солома, кровля из него тоже может стоять не один десяток лет. Его начинают заготавливать в разгар лета, когда на его верхушках окончательно сформируются лилово-коричневые метелки. В жаркое лето производить заготовку более удобно, чем в сырое: по подсохшему болоту можно ходить даже без резиновых сапог, а сжатый утром тростник уже к вечеру подсыхает. Через двое суток он становится очень легким, а значит, удобным для перевозки или переноски к месту строительства.


Тростник жнут серпом. Если серп найти не удастся, вместо него можно приспособить большой столовый нож, лучше со сточившимся лезвием, имеющим дугообразную кромку острия (рис. 45). Ведь срезать тростник ножом с прямым лезвием намного труднее, чем с изогнутым. Нужный изгиб ножу можно придать, сточив часть полотна на точиле. Чтобы на лезвии ножа образовались мелкие зазубрины, его проковывают клиновидной частью молотка на наковальне или бабке для отбивания косы. Зазубрины можно нанести также зубилом. Такой нож, как и обычный серп, будет не срезать, а спиливать.

Прежде чем приступить к заготовке тростника, на руки надевают перчатки или рукавицы - без них недолго порезать руки осокой, которая обычно растет вместе с тростником.

Порезы осокой очень болезненны и довольно долго заживают. Поэтому на всякий случай с собой берут медицинский бинт и йод. Любопытно, что на Украине порезы посыпают порошком из пережженных колосьев тростника.

Одновременно с тростником необходимо также заготовить луговые злаки (рис. 45), солому которых применяют и как самостоятельный кровельный материал, и как вспомогательный - для вязания снопов, изготовления уплотнительной
прокладки между слоями тростника.

Потребуются также тонкие жерди диаметром от 3 до 4 см, так называемые шелговницы, или притуги. Притуги должны быть прямыми, прочными и гибкими. Лучше всего их делать из ивы, но могут быть использованы также жерди из осины и ольхи, узкие длинные сосновые рейки. На притуги насаживают снопы первого ряда, ими же прижимают слои тростника или соломы к слегам (латам) крыши. Привязываются притуги к слегам тонкими ивовыми прутьями - вицами. В отличие от тех, которые идут на плетение корзин, прутья для виц необязательно должны быть прямыми. С них не снимается кора и допускаются всевозможные боковые побеги. Длина вицы может достигать 1 м.

Крыть крышу желательно в безветренную погоду и даже при наличии небольшой измороси. Если материал пересушен, даже самый слабый ветерок может быть помехой. С увлажненным материалом работать намного удобнее, к тому же качество работы бывает
значительно выше. Поэтому перед началом работы тростник и солому увлажняют, обрызгав обильно водой с помощью веника.Часть травы, предназначенная для вязания снопов, замачивается в корыте примерно в течение 30 минут.

Первый ряд кровли образует стреху - нижний свисающий край крыши. Ее выкладывают из целых связанных снопов - обычных или двойных. Все снопы нужно сделать одинаковыми, только тогда стреха получится равномерной по толщине, а значит, аккуратной и красивой. Небрежно выполненная стреха может испортить вид всей крыши.

При вязании снопов самым универсальным мерным инструментом является рука. Как уже говорилось, толщину части снопа исстари измеряли горстями, называемыми также рученьками. Горсть (рученька) - это пучок соломы или тростника, который можно обхватить ладонью. Чем толще сноп, тем больше горстей в него входит. Более толстые снопы, из 8 - 10 горстей, применяют для больших крыш. А для беседки, например, можно вязать снопы, состоящие из 5 горстей взрослого человека. Соломенный жгут, или свясло, делают толщиной в одну горсть. Одинаковые пучки тростника, содержащие равное число горстей, можно заранее разложить на земле в один ряд и по мере изготовления жгутов из влажной соломы перевязывать. Более красивая и долговечная кровля получается из тростника, который заранее очистили от боковых листьев.


Чтобы приготовить свясло, в руку берут пучок соломы (рис. 46 а), равный по толщине одной горсти, разделяют его на две равные части (рис. 46 б), а затем снова складывают в единый пучок, но только уже комлями в противоположные стороны (рис. 46 в). За счет этого пучок становится равномерным по толщине и гораздо длиннее. Затем приступают к скручиванию свясла. Сделать это без знания определенных приемов не так-то легко, хотя дело кажется простым.

Рациональные приемы скручивания соломенных жгутов, предназначенных для вязки снопов, вырабатывались крестьянами в течение многих столетий. Все движения были точными и выверенными. На первых порах всем свое первое свясло приходилось свивать медленно, чтобы можно было запомнить навсегда последовательность рациональных движений. Только они дают возможность, не очень уставая, связать множество снопов. После небольшой тренировки соломенные жгуты скручивать не так уж и трудно.

Расположив пучок соломы горизонтально на вытянутых руках, отступают от краев на ширину двух ладоней. Крепко сжав пальцы, конец пучка в левой руке поднимают на высоту плеча, а пучок в правой руке опускают ниже пояса. При этом конец в правой руке перекручивают по часовой стрелке. Когда слегка перекрученный пучок окажется в вертикальном положении, тыльная сторона ладони правой руки будет обращена от себя, а левой - к себе. Конец пучка, зажатый в правой руке, подсовывают под мышку левой руки и крепко прижимают локтем. Затем опускают правую руку, перехватив ею пучок на месте левой руки, пальцы которой разжимают. Конец жгута перехватывают левой рукой около подмышки. Затем его вынимают из-под мышки, приподняв левую руку вверх, а правую опустив. На этом этапе руки оказываются в исходном положении. Если желают получить более прочное свясло, эти движения повторяют еще раз или два (рис. 46 г).

Готовое свясло обводят вокруг приготовленного пучка тростника (рис. 46 д), соединяют концы и скручивают вместе по часовой стрелке (рис. 46 е), а затем сгибают пополам и подсовывают под опояску (рис. 46 ж). Такой способ вязания снопов был выбран когда-то не зря. Дело в том, что тростник или солома держится в нем очень надежно и не выпадает, даже пролежав в кровле не один десяток лет. В то же время узел такого снопа при необходимости можно легко развязать одним движением руки. Для этого достаточно только потянуть за свободный конец свясла. Это удобно особенно в тех случаях, когда тростник или солому подают на крышу в снопах, где их нужно легко и быстро развязать.

Кроме обычных снопов, специально для стрехи вяжут двойные. Они хорошо прилегают к слегам крыши, очень плотные и прочные, к тому же их не так-то просто развязать. Значит, и стреха, сделанная из них, будет надежной и прочной. Чтобы получить двойной сноп, вначале делают обычный одинарный, не очень туго перевязав его свяслом. Сноп кладут на землю или на скамейку, прижимают коленом и уплощают. Разделив сноп руками на две части (рис. 46 з), поворачивают их относительно друг друга на 180 градусов (рис. 46 и). При этом метелки двух частей окажутся направленными в противоположные стороны. В том же направлении их поворачивают еще на 180 градусов. Теперь метелки одной половины соединяются с метелками другой. В итоге получаются два плотных снопа, соединенных друг с другом одним свяслом (рис. 46 к).

Можно легко подсчитать, сколько потребуется навязать снопов, чтобы юс хватило для стрехи. В землю вбивают два колышка на расстоянии 1 м друг от друга. Между колышками в один ряд, плотно прижав друг к другу, укладывают заготовленные снопы. Предположим, в метре уложится десять снопов, а периметр крыши имеет длину 8 м. Значит, всего потребуется связать 80 снопов.

Перед тем как поднять снопы на крышу, их нужно очистить и выровнять с торцевой части. Сноп кладут на скамью так, чтобы комлевая часть нависала над ее краем. Затем берут в руки лопатку с набитой на торце гребенкой из гвоздей (рис. 45) и расчесывают комлевую часть снопа, удаляя из нее осоку и трухлявые обломки прошлогоднего тростника. После очистки торец выравнивают, ударяя по выступающим соломинам или тростникам лопаткой.


Крышу нужно крыть вдвоем с помощником. Один подает снопы, а другой нанизывает их на укрепленную на крючьях обрешетки слегу. Снопы укладывают как можно плотнее друг к другу, одновременно следя за тем, чтобы линия стрехи была ровной и горизонтальной (рис. 46 л). Если это трудно делать на глаз, то натягивают по уровню бечевку и ориентируются на нее во время работы.

Для второго и последующих рядов применяют несвязанный тростник или солому. Второй ряд расстилают с таким расчетом, чтобы полностью перекрыть комлевой частью свясла снопов (рис. 46 м). Крыша будет намного надежнее и прочнее, если под тростник подкладывать слой соломы средней толщины. Если же солому не подкладывают, то слой тростника делают более плотным. Расстеленные по скату крыши тростник или солому прижимают к слегам притугами, которые привязывают вицами. В лесных районах притуги привязывали к слегам липовым лыком с помощью деревянного челнока. Позднее стали применять стальную и алюминиевую проволоку. Перед тем как забраться на крышу, пучок прутьев или проволоки привязывают к поясу так, чтобы их легко было доставать во время работы.

Прижав притугу к обрешетке крыши как можно плотнее коленом, просовывают через слой тростника конец проволоки или прута рядом с притугой на чердак. Помощник, который должен находиться на чердаке, берет конец вицы и, обведя ее вокруг слеги, просовывает через слой тростника или соломы на крышу. На крыше вицу завязывают, то есть скручивают два конца вместе и подсовывают под притугу. В том же порядке расстилают и прижимают притугами все последующие слои тростника или соломы до самого конька. При этом ряды тростника и соломы будут располагаться ступеньками. Ступенчатая крыша по - своему красива, ее можно было встретить в крестьянских постройках европейских стран. Но если задумано сработать кровлю с плавными скатами, то на помощь должна прийти так называемая гребенка, или щетка (рис. 46 н).

Способ соломенного покрытия с применением этого инструмента так и назывался - «под гребенку» или «под щетку».

Гребенка представляет собой деревянную доску размером 300x250x50 мм, на одной стороне которой вырезаны продольные выступы в виде зубьев, а на обратной стороне укреплена ручка (рис. 45).

На одной из кромок доски вбиты примерно на расстоянии 30 мм друг от друга гвозди без шляпок. Этой частью гребенки как бы расчесывают тростники или соломины, рифленой же стороной аккуратно подбивают торцы тростника и соломы, уничтожая ступеньки и добиваясь плавного перехода от одного слоя к другому. Эту операцию проводят перед тем, как окончательно привязать к слегам притуги.

Завершают работу заделкой тростника или соломы на вершине крыши (рис. 46 о). На двускатной крыше тростник перегибают через верхнюю слегу вначале с одной стороны, а затем с другой. При желании сверху можно сделать конек из снопов, поставленных в один ряд. Чтобы конек не разметало ветром, колосья снопов прижимают сверху так называемыми козлами, сколоченными или связанными из жердей. Звенья козлов собирают, из жердей одинаковой длины на земле. У нижнего конца каждого звена вколачивают в заранее выдолбленные гнезда деревянные штыри. Звенья козлов поднимают на крышу и перебрасывают через конек. На штыри укладывают достаточно тяжелые притуги, которые плотно прижимают звенья вместе с тростником к скатам крыши. На самую верхушку козлов также укладывается слега.

По-другому оформляются навершия конической и пирамидальной крыш. На вершину надевают выгнутый из жести или свернутый в виде кулька колпак из толстой бересты. Можно вершину оформить иначе - так, как это делали в старину, то есть насадить сверху толстый сноп. Чтобы он прочно держался, на него надевают обруч, согнутый из толстой ивовой ветки, которую привязывают к слегам тонкими прутьями или проволокой.


Геннадий Федотов
Книга "Энциклопедия ремёсел"
Плетение из сухих трав
ЭКСМО
г. Москва, 2003 г.


Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы

Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)

Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы

Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы

Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников

Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы

Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»

Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов

Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой

Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника

Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника
Вернуться назад