Главная > Мастерская > Резьба. Часть 1. Виды резьбы
Резьба. Часть 1. Виды резьбы16-05-2024, 10:24. Разместил: space |
Виды резьбы Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки. Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых, декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны. Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная, или ажурная, скульптурная, или объемная, домовая (корабельная). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности. § 28. Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления - выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной. Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Шли вена, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты. Из простейших порезок (выемок), выполняемых одним инструментом (ножом-косячком), мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения предметов домашнего обихода (рис. 54). ![]() Рис. 54. Фрагменты русских прялок, украшенных геометрической резьбой Позже, с развитием техники резьбы и появлением новых инструментов, в геометрической резьбе появились скобчатые выемки, выполняемые полукруглыми стамесками. Они обогатили композиции орнаментов. Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также - небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия. Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рис. 55 представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками. ![]() Рис. 55. Фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками Контурная резьба употребляется чаще в сочетании с другими видами резьбы - геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Иногда резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно. При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса. § 29. Плоскорельефная резьба Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная); резьба с подушечным фоном; резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общин признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоско рельефная резьба является как бы переходным видом от контурно к рельефной резьбе. ![]() Рис. 56. Плоскорельефная резьба с заоваленными контурами Заоваленную резьбу, так же как и контурную, выполняют в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режут более глубокими, а их грани закругляют (заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона более отлого (рис. 56). В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы. ![]() Рис. 57. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном Плоскорельефную резьбу с выбранным фоном выполняют так же как и обычную заоваленную, формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливают. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (рис. 57). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием. В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковном имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской. ![]() Рис. 58. Декоративное блюдо, украшенное кудринской резьбой Большое влияние на формирование абрамцевско-кудринской резьбы оказало творчество талантливого народного резчика В. П. Ворноскова вышедшего из абрамцевской мастерской. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями (так называема «пальчатая» резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек. Традиции старых мастеров сохраняются и сейчас в работах резчиков Хотьковской фабрики художественных изделий из дерева и кости, созданной на основе бывших абрамцевских мастерских. Образец современной кудринской резьбы показан на рис. 58. § 30. Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную резьбу - резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу - с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. ![]() Рис. 59. Барельеф в виде настенного панно (рельефная резьба) Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров - стеновых панелей, порталов дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (рис. 59). Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов. Книга «Мозаика и резьба по дереву» Т.А. Матвеева г. Москва, «Высшая школа», 1989 г. Резьба. Часть 2. Виды резьбы (продолжение) Резьба. Часть 3. Материал. Выбор материала. Подготовка материала Вернуться назад |