Главная > Мастерская > Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника

Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника


6-06-2024, 10:38. Разместил: space
Плетение «В клеточку»

Это один из самых распространенных и простых видов плетения. Он представляет собой простое переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу. Плетево, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью, поэтому используется чаше всего в тех участках плетеного изделия, где нет высоких нагрузок, а также при заплетании круглых и овальных донышек плетеных изделий — лотков, хлебниц, корзин, подставок под горячую посуду и т.п.

Конечно, переплести под прямым углом друг к другу, скажем, шесть камышинок с шестью такими же камышинками можно и не имея специальных знаний. Но у мастеров, постоянно работающих с болотными травами, за многие годы выработались рациональные приемы выполнения даже этого, казалось бы, очень простого плетения.

Плетение из сухих трав. Часть 11. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника. Плетение из камыша и ситника

На стол параллельно друг другу кладут шесть стеблей камыша. Чтобы процесс плетения был более наглядным, берут три зеленые и три белые камышинки (рис. 47 а). Сверху стебли прижимают дощечкой и отгибают вверх три зеленые камышинки (рис. 47 6). Затем между лежащими и приподнятыми камышинками кладут поперечную камышинку (рис. 47 в). Наследующем этапе зеленые камышинки опускают (рис. 47 г), а белые поднимают. Между ними кладут вторую поперечную камышинку (рис. 47 д). Белые камышинки опускают (рис. 47 е), после чего наступает очередь поднимать зеленые. Плетение в такой последовательности продолжают до тех пор, пока не будут вплетены все шесть поперечных камышинок (рис. 47 ж).

Следует заметить, что по такому же принципу работает ткацкий станок. Так же, как зеленые и белые камышинки, поднимаются и опускаются в нем нити так называемой основы после того, как между ними с помощью челнока продевается очередная нить утка. Поскольку плетение значительно древнее ткачества, то не вызывает сомнения, что этот принцип был позаимствован ткачами у плетельщиков.

Плетение «Веревочкой»

Отличается высокой прочностью, поэтому используется в тех изделиях или в их деталях, которые испытывают значительные нагрузки. Известно, что больше всего страдают от механических повреждений ребра и кромки плетеных вещей. Именно в этих наиболее ответственных местах корзину или сумку обязательно оплетают «веревочкой» в несколько рядов. Простое плетение также чередуют с «веревочкой», чтобы стенкам изделия придать дополнительную прочность. У тапочек и шлёпанцев из камыша «веревочкой» обязательно плетутся подошвы, поскольку именно они испытывают самые большие нагрузки.

Прочность «веревочки» обусловлена тем, что каждый ее жгут в процессе плетения туго перекручивается и перехлестывается таким же туго перекрученным жгутом. Поперечные камышинки, называемые стойками, прочно зажимаются в каждом очередном витке. Происходит надежное сцепление между всеми элементами плетения.

«Веревочка» незаменима также при выполнении ажурного плетения. Выполняется она в следующей последовательности. Камышинку огибают вокруг крайней стойки так, чтобы один конец ее был примерно на 8-10 см длиннее другого (рис. 47 з). Левый конец скручивают против часовой стрелки и подсовывают иод соседнюю стойку (рис. 47 и). Затем перекручивают другой конец, но уже против часовой стрелки, и пропускают его под третью стойку. Первый конец снова перекручивают против часовой стрелки и выводят на наружную сторону плетева (рис. 47 к). Так продолжают плести до тех пор, пока не кончится более короткий конец. Его наращивают, перекручивая одновременно вместе с новым (после того как он будет прочно закреплен), конец старого обрезают и продолжают плетение в установленном порядке. Через две-три стойки приходится наращивать и второй конец. Таким образом, благодаря тому что концы жгутов имеют разную длину, наращивать их приходится не одновременно, а следовательно, не снижается и прочность плетения.

Плетение подставок

Подставки, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и удобством. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть, — ведь рогоз и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают обычно металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнет с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг покачнется.

Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при бережном к ней отношении не менее 10-15 лет.


Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение. Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышинок. Затем берут новую камышину и огибают одну из крайних стоек простого плетева (рис. 48 а). Поочередно оплетают «веревочкой» все 24 свободных конца (называемых стойками), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. 48 б). Чтобы «веревочка» ложилась по кругу, ее как можно туже стягивают на углах плетева. После того как будет выплетен первый виток «веревочки», второй ряд плести намного проще (рис. 48 в). Если сплетено три-четыре витка «веревочкой», можно перейти к простому плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, количество стоек всегда должно быть нечетным.

В данном случае подставка имеет 24 стойки, распущенные веером по кругу. Для получения нечетного числа можно одну стойку отрезать— тогда их окажется 23, но можно сделать и наоборот — прибавить, тогда их будет 25. Поступают в зависимости от необходимости: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну из них удалить, а если свободно — прибавить. Обычно они свободно располагаются в тех случаях, когда подставка имеет достаточно большие размеры: чем больше диаметр, тем больше расстояние между стойками. Чтобы прибавить новую стойку, камышину просовывают рядом со старой стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце. Вместо него можно использовать шнуровку, с помощью которой шнуруют футбольные и волейбольные мячи. Они продаются в спортивных магазинах. Сделать шило-шнуровку (рис. 48 д) не так уж сложно своими руками. В деревянную рукоятку вбивают гвоздь, обрубают шляпку и расплющивают конец. Накалив расплющенный конец докрасна на огне, дают ему медленно остынуть и просекают зубильцем вдоль осевой линии. Затем просеченное отверстие расширяют и опиливают надфилями. Готовое шило шлифуют мелкозернистой шкуркой. Известна и более простая конструкция шила. Его легко может изготовить из подручных материалов даже тот, кто не имеет навыков работы с металлом. Вязальную спицу раскаляют посередине и, когда металл остынет, сгибают пополам. Соединенные вместе концы заостряют и вбивают в деревянную рукоятку. С помощью такого шила не только продевают новые стойки, но и заделывают борта различных изделий, сплетенных из болотных трав.

Теперь вернемся к подставке. Все стойки, в том числе и дополнительную, поочередно оплетают, обводя последовательно вокруг каждой из них один виток камышинок за другим. В отличие от плетения «веревочкой» камышинки, оплетающие стойки, не перекручивают. Их лишь стараются уложить в плетеве достаточно плотными рядами. Для прочности последний виток оплетают «веревочкой». Закончив плетение, приступают к заделке бортов (рис. 48 г). Наиболее простой способ заделки заключается в том, что конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило просовывают вдоль одной из стоек, вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают его в плетево.

Затем шило всовывают вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей. Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, оставляя по краям небольшие петли. Причем они могут быть двух видов — прямоугольные и треугольные. Для декоративного оформления края подставки используется либо один из этих видов петель, либо сразу оба. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, вставляют в него заостренный конец и втягивают стойку в плетево, но не до конца, а так, чтобы получился треугольник или прямоугольник (рис. 48 е).

Овальную подставку для таганка плетут так же, как и круглую. Разница лишь в том, что, начиная плести, нужно положить перед собой иод прямым углом друг к другу не одинаковое, а разное количество стеблей.

Чтобы сгнести подставку, у которой ширина была бы в 2 раза меньше длины, количество камышинок, расположенных по вертикали, увеличивают в 2 раза.

Блюдо с ажурными стенками


Донышко для блюда начинают плести так же, как и круглую подставку. Под прямым углом переплетают равное количество стеблей камыша (рис. 49 а). Стойки оплетают «веревочкой», затем используют простое плетение, а по краям — снова «веревочку» (рис. 49 в). Закончив плетение донышка, добавляют дополнительные стойки, продергивая их в плетево рядом с прежними стойками (рис. 49 6). Затем подбирают круглую банку или коробку, диаметр которой совпадает с донышком. Ее используют в качестве шаблона, к которому донышко привязывают прочными бечевками. Стойки прижимают к стенкам шаблона и оплетают в несколько рядов «веревочкой». Затем одну половину каждой стойки наклоняют влево, другую вправо. На уровне пересечения стоек плетут «веревочкой» (рис. 49 г). Плетение ведут в определенном ритме: один виток зажимает две перекрещенные стойки, два очередных витка — холостые; затем снова один виток захватывает две очередные стойки, за которым идут два холостых витка. Таким способом оплетают стенки блюда по всему периметру. На следующем уровне перекрещенные стойки также переплетают «веревочкой», но только уже не одним, а двумя-тремя рядами. Завершив плетение, приступают к заделке бортов (рис. 49 д). Конец каждой стойки аккуратно просовывают в плетево рядом с соседней с помощью шила-шнуровки.



Геннадий Федотов
Книга "Энциклопедия ремёсел"
Плетение из сухих трав
ЭКСМО
г. Москва, 2003 г.


Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы

Плетение из сухих трав. Часть 1. В царстве травы – муравы (продолжение)

Плетение из сухих трав. Часть 2. Художественная обработка соломы

Плетение из сухих трав. Часть 3. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы

Плетение из сухих трав. Часть 4. Художественная обработка соломы. Плетение из соломы. Плетение отделочных плетежков. Плетение квадратов и многоугольников

Плетение из сухих трав. Часть 5. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Изготовление куклы

Плетение из сухих трав. Часть 6. Художественная обработка соломы. Народные игрушки. Декоративное настенное панно «Сова». «Конь златогривый»

Плетение из сухих трав. Часть 7. Художественная обработка соломы. Плетение из жгутов

Плетение из сухих трав. Часть 8. Художественная обработка соломы. Инкрустация соломкой

Плетение из сухих трав. Часть 9. Художественная обработка соломы. Соломенная кровля

Плетение из сухих трав. Часть 10. Художественная обработка рогоза, камыша и ситника
Вернуться назад