COMGUN
 









Самые необычные дома в Москве. Часть 3 (27 фото)
Дом Перцова


Курсовой пер., дом 1

Дата открытия, История появления

Началось все, впрочем, с другого дома. «Дом-ларец» построил на Пречистенской набережной коллекционер картин Цветков. Соревнуясь с братьями Третьяковыми за известность, он даже уволил своего архитектора, наняв Васнецова, когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» размерами уступал Третьяковской галерее, но имел чудный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.

Этот вид заворожил инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Цветков предложил указать еще лучшее место при условии, что Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и при содействии Цветкова приобрел участок рядом. Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри - самые именитые: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. Но в итоге сам Перцов остановился на проекте Малютина (автора росписи первой русской матрешки), занявшем 2 место.

Дом был построен в течение 11 месяцев - совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии. Как и у всех доходных домов, при великолепной отделке фасада здания с дорогими квартирами, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир, проста и незатейлива.

Владельцы и значимые персоны

Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников» получил 5 лет тюрьмы. Перцов вышел на свободу через год, но из дома его выселили. Дом был национализирован.

Современное назначение

Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.







А.А. Захарченко1994-1996 г.г. Соймоновский проезд


Интерьеры Дома Перцовой З.О. (Столовая). 1907 г.


Интерьеры Дома Перцовой З.О. (Резная арка столовой). 1907 г.


Печатный двор


Никольская ул., дом 15, строение 1

Самое необычное здание на Никольской – шедевр древнерусской архитектуры.

История появления

Самое удивительное и запоминающееся здание в самом сердце столицы, на Никольской— комплекс Синодальной типографии — хранит в себе множество секретов. Это «колыбель» книгопечатания в России. Типография была основана по указу Ивана Грозного, в 1553 году. Катализатором послужило огромное количество ошибок в рукописных книгах для богослужения, которые допускали малограмотные переписчики. Бесчисленные погрешности неизменно приводили к разночтениям в текстах, ереси и горячим спорам. Царь, при поддержке митрополита Макария, решил положить этому конец с помощью книгопечатания. Издателем первой точно датированной печатной книги стал Иван Федоров. Первой книгой, напечатанной в Русском государстве Федоровым и его ближайшим сподвижником, Петром Мстиславцем, в 1564 году, стал «Апостол».

Печатный двор в Москве: важные вехи

В Смутное время, во время пожара в Москве в 1611 году, Печатный двор сгорел дотла, и мастерские временно переместились в палаты Кремля. К 1620 году на старом месте возвели двухэтажное строение, перевезя в него из Дворцовой палаты Кремля семь типографских станков. Однако всего через несколько лет пожар вновь уничтожил все деревянные постройки Печатного двора. По указу царя Михаила Фёдоровича, в 1642-1645 годах русские зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов построили двухэтажный каменный дом, над воротами которого, в качестве символов царской власти, красовались изображения льва и единорога в то время, как башня здания была увенчана двуглавым орлом. В каменных палатах дома, выходившего фасадом на Никольскую улицу, расположились Правильня и Печатный приказ (орган управления Русского государства). Была также создана библиотека, в которой хранились все книги, издававшиеся исключительно по царскому указу. Типография называлась Государевым печатным двором. Такой расклад действовал до 1653 года, пока Печатный двор не был передан духовенству. Патриарх Никон стал распорядителем типографии, получив право собственноручно издавать указы о выпуске новых книг и их последующей продаже. С 1703 года, по указу Петра I, в стенах типографии стали издавать первую российскую газету – «Ведомости».

С 1564 по 1711 год было отпечатано, в общей сложности, около 700 изданий, включая Евангелия, Псалтырь, Часовник, полемические сочинения, переводы и учебную литературу. В 1722 году типографию передали созданному Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших в России. В типографии использовался уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.

В 1810 Печатный двор пришлось разобрать из-за ветхости.

В 1811-1814 годах на месте Печатного двора была построена Московская синодальная типография. Проект нового здания поручили Алексею Никитичу Бакареву, работавшему, в частности, над перестройкой Никольской башни Московского кремля, и академику архитектуры Императорской Академии художеств, архитектору Ивану Львовичу Мироновскому, который занимался восстановлением зданий Кремля и Иоанно-Предтеченского монастыря после пожара 1812 года. В результате совместной работы было построено здание, в котором свое яркое отражение нашли мотивы европейской готики, при этом фасад был возведен по законам классицизма.. Из-за войны с Наполеоном стройка была закончена только в 1814 году. Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога. Фасад украшен знаменитыми солнечными часами, стрельчатыми готическими окнами и башенками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР.

Самое старое здание Печатного двора – Правильная палата (Теремок) – находится во дворе. Ученый-археолог А.Г. Векслер, первый главный археолог Москвы (с 1998-2009 год) установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу XV века, т. е. в ее основе – древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах восстанавливал один из пионеров архитектурной реставрации в России, архитектор Николай Андреевич Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле XVII века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году Правильную палату Печатного двора посетил император Александр II. В начале XX века там находился музей печатного дела. После революции в здании размещался Гознак, чуть позже - Центральное архивное управление. С 1931 года здесь располагался Московский государственный историко-архивный институт (с 1991 года РГГУ).

Здание Синодальной типографии – не только уникальный архитектурный памятник, но еще и одно из самых фотогеничных старинных московских зданий.








И.Барщевский 1898 г. Синодальная библиотека на Никольской улице


АЛ. Телешев Фасад здания правильной палаты до реставрации. 1946-1947 г.г.

Самые необычные дома в Москве. Часть 3 (27 фото)

Л.М. Рошаль 1988 г. Правильная палата Печатного двора до реставрации

Петровский путевой дворец


САО, Ленинградский просп., дом 40

Дата открытия, История появления

Петровский дворец, или замок, строился в 1776 – 1780 году по проекту М.Ф.Казакова. На архитектуру здания сильно повлияли временные павильоны, возведённые через Санкт-Петербургскую дорогу от него, на Ходынском поле. Павильоны были построены В.И.Баженовым и другими архитекторами для торжественного празднования мира с Турцией и победы в тяжёлой войне. С Петровского и Царицынского дворцов начинается в России романтическая псевдоготика, стиль, объединяющий мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры, дополненный творческими догадками самих архитекторов.

Описание

Необычное красно-белое здание со сложными декоративными деталями окружено невысокими служебными корпусами с башенками, имитирующими крепостные. Это Петровский путевой дворец, построенный на подъезде к Москве в царствование Екатерины II.
Название дворец получил по землям московского Высокопетровского монастыря (Петровка, 28), на которых он был построен. Назначение дворца – дать пристанище и отдых императрице (императору) с сопровождающим её двором перед въездом в первопрестольную столицу. Подобные путевые дворцы строились на наиболее важных для монархии дорогах между городами, Петровский дворец – самый большой и благоустроенный из них.

Владельцы и значимые персоны

Дворец в XVIII веке использовался редко, но всегда был готов к приезду державного хозяина.

В 1812 году, во время московского пожара, во дворец эвакуировался из Кремля император Наполеон с сопровождающими его штабом и гвардией. Французам с трудом удалось преодолеть пылающие улицы Москвы. Когда огонь в городе начал стихать, Наполеон вернулся в Кремль. А оставленный им Петровский дворец сгорел.

При советской власти Петровский замок заняла Военно-воздушная академия им. Жуковского. Академия поддерживала удовлетворительное состояние многочисленных парадных интерьеров здания.

Перестройка и реставрация

После войны 1812 г. сгоревшее здание быстро подвели под крышу, но восстановительные работы продолжались до 1840-х годов.

Ремонтно-реставрационные работы проводились в 1998-2005 годы.

Современное назначение

Сейчас дворец является Домом приемов Правительства Москвы, на территории располагается гостиница, а на первом этаже – музейная экспозиция, связанная с историей здания.






Интерьер Главного зала (ротонды) после реставрации


Купол ротонды дворца после реставрации


Парадная гостиная дворца после реставрации

Источник: Узнай Москву
Фото из открытых источников


Самые необычные дома в Москве. Часть 1 (24 фото)

Самые необычные дома в Москве. Часть 2 (23 фото)

Ключевые теги: Вокруг света, Москва, дома, дом Перцова, печатный двор, Петровский путевой дворец



Другие новости по теме:

Просмотров: 8   Автор: space 29-05-2024, 17:04    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей