COMGUN
 









Облавная охота на лося.
Облавная охота на лося.

Художник Владимир Леонидович Муравьев

Вместо эпиграфа хотелось бы привести проникновенные строки Д. Нарышкина, написанные почти 100 лет тому назад, но не потерявшие своей прелести и поныне: "Я страстный любитель хорошо веденных облавных охот: люблю выезд длинной вереницы саней, где впереди охотники, сзади загонщики, а последними, замыкающими, санки, из которых выглядывают умные головки наших северных лаек; люблю быструю езду чрез узкие неезженые просечки, когда то и дело хлещет по лицу нависшими от снега ветками, люблю ожидание на сборном пункте, где нет пока ни одного егеря, когда жадное высматривание вдаль, по предполагаемому пути возвращения окладчиков, длится иногда и часами, полными тревоги за удачу того дня; люблю и шествие на круг с расстановкой номеров, между прочим всегда недовольных своими жребиями; люблю тишину, предвестницу сигнала, всегда длящуюся слишком долго, по мнению нервного охотника; люблю, наконец, и шум шагов круговых, перекликающихся редким, сдержанным, тонким свистом; люблю особенно и тот хруст по затвердевшей поверхности снега и изредка раздающийся треск от поломанного валежника, так характерно возвещающий о приближении зверя. Но все-таки все эти прелести лосиной облавы недостаточно удовлетворяли бы меня, если бы я не был уверен, что всякий раненый лось не уйдет и будет не сегодня, так завтра настигнут и добыт" (1900 г.).

...В последние годы численность лосей в России держится в пределах от 750 тыс. до 800 тыс. голов. Ежегодно добывалось в среднем 60 тыс. лосей. Подавляющее количество из них, особенно в европейской части России, отстреливали на облавных охотах. Однако их организация и проведение оставляют желать лучшего. Слишком много пустых охот! Такой специалист, как О. Русаков (1974), писал, что на добычу одного лося в среднем тратится около 18 человеко-дней. Охотовед Сиверского охотничьего хозяйства Ленинградского НИИ лесного хозяйства М. Лейкин дает еще более неутешительную цифру - 54 человеко-дня, а В. Херувимов (1969) для Тамбовской области - даже 56 человеко-дней! За этими "человеко-днями" не только потерянное время: это и отказ от других, не менее интересных охот, большой, подчас очень тяжелый труд многих людей, впустую истраченное горючее и горечь разочарования.

Анализируя многочисленные неудачные охоты, легко придти к выводу, что есть три главные причины: полное отсутствие или плохо сделанный предварительный оклад; малое число загонщиков, а часто и стрелков; очень плохая стрельба. Попытаемся подробнее разобраться в этих причинах.

Середина и конец шестидесятых годов характеризовались максимальной за весь обозримый отрезок времени численностью лосей. В те годы можно было наугад гнать практически любой лесной квартал или урочище, и в них почти наверняка были лоси. Необходимость предварительного оклада отпадала. С тех пор количество лосей, а главное, их распределение на просторах России сильно изменились. В Ленинградской области лосей к 1987 г. стало более чем в два раза меньше, чем в 1962 г., когда их насчитывалось 42,8 тыс. голов. Вот почему 72% всех загонов, сделанных в Сиверском охотничьем хозяйстве по чернотропу, то есть без предварительного оклада, в сезоне 1986/87 г. оказались пустые. Практика убеждает, что лучше одному-двум окладчикам потратить пару дней на подготовку охоты, чем всему коллективу, нередко из 20-30 человек, понапрасну тратить выходные дни на гоньбу пустых кварталов. Что же дает предварительный оклад?

Во-первых, не гонять "на авось", а гнать те кварталы и урочища, где гарантированно есть звери, то есть сознательно и осмысленно проводить охоту - такую охоту, которая у нас издавна носит название правильной и которая только и должна быть в будущем.

Во-вторых, дает возможность целенаправленно вести отстрел. Ведь при окладе заранее известно, сколько и каких по полу и возрасту зверей можно ожидать на стрелковой линии. Последние годы это особенно важно, так как лосиные лицензии дифференцированы на "взрослые" и "сеголеточные", и из-за этого происходит много недоразумений: то по "взрослой" лицензии отстреляли теленка, то наоборот.

В-третьих, заранее спланировать и наметить расположение стрелковой линии и направление загона, определить лазы и наиболее ответственные номера.

В-четвертых, повысить требовательность и ответственность как к стрелкам, так и к загонщикам. Ничто так не расхолаживает участников охоты, как серия пустых загонов.

И, в-пятых, продемонстрировать мастерство окладчика, так как сейчас это уже редкая, но очень нужная охотничья специальность, и для ее возрождения требуется всемерная популяризация.

Оклад, произведенный накануне охоты, обязательно нужно проверить в день охоты и убедиться в том, что звери из него не вышли. Если окажется, что лоси из оклада ушли, то нужно решать, стоит ли их обходить вновь или лучше проводить охоту в другом месте. Если лоси были кем-то потревожены, то они могут уйти далеко м пытаться их обойти вновь не стоит. Другое дело, если сохатые просто перешли в соседний квартал во время утренней кормежки. Разбираться в этих тонкостях и решать их должен на месте сам окладчик. Нужно положить за правило: без твердой уверенности в том, что зверь находится в окладе, при обычных облавных охотах проводить их не следует.

Если утренняя проверка оклада подтвердила - лоси на месте, то можно начинать охоту. Коллектив, разделенный еще с вечера на загонщиков и стрелков, выдвигается к окладу. Стрелки, соблюдая полную тишину, построившись по номерам, подходят к стрелковой линии с подветренной стороны, то есть так, чтобы ветер дул со стороны оклада на стрелковую линию. Дело здесь не в том, что лоси могут учуять охотников, хотя и это не исключено. Как считают ученые, у лося доминирующим рецептором является слух. Звуки по ветру разносятся значительно дальше, особенно на морозе.

Сезон охоты 1986/87 г. на северо-западе РСФСР отличался рекордно низкими зимними температурами. Однако отстрел лосей как по спортивным, так и по мясным (государственный план!) лицензиям продолжался, хотя результативность охот резко понизилась. Интересные данные приводил в свое время О. Русаков (1979): "На добычу одного лося при температуре - 5-10 °С затрачивается в среднем от 12 до 23 человеко-дней, а при температуре - 20-25 °С на это уходит 52-64 человеко-дня, то есть в 3-4 раза больше". И дело здесь не только в том, что нахождение на номере превращается в пытку: возникают трудности с автотранспортом. Главное же в том, что в морозную погоду лоси слышат особенно далеко.

В ясный, безветренный январский день при морозе -31С отчетливо было слышно передвижение цепи стрелков (без разговоров!) на расстоянии 900 м. Правда, этому способствовала чистая вырубка; через лес, особенно заснеженный, вряд ли можно было бы их услышать.

Облавная охота на лося.

Народный артист СССР П. Глебов после точного выстрела

Вообще, охотники, как правило, недооценивают слуха лосей. Часто, даже при сравнительно теплой погоде, удивляются, почему звери не идут на "тихую" стрелковую линию, а прорываются через кричащих загонщиков. Ларчик открывается просто: лоси еще до начала загона слышали насторожившие их звуки со стороны стрелковой линии и потом их туда палкой не загонишь! Это обстоятельство очень часто приводит к срыву даже предварительно подготовленной охоты.

Какое же число участников облавной охоты на лося считать оптимальным? На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Все зависит от местности, ее отъемистости.

Расстановка стрелков на предельном расстоянии предъявляет к ним высокие требования. Прежде всего стрелок должен вовремя заметить зверя, когда он еще в окладе и только подходит к стрелковой линии. Сплошь и рядом это не удается из-за густоты леса, его заснежености, рельефа местности. Далее, стрелок не должен промахнуться, стреляя с предельной дистанции. Опыт показывает, что го далеко не просто! Недаром на каждого убитого лося приходится в среднем 7,6-10 (Русаков, 1979; Калинин, 1975) расстрелянных патронов (без израсходованных на добивание).

Стрелок должен проявить большую выдержку и не стрелять, если он увидит лося уже на стрелковой линии. Это, кстати, совсем не редкий случай. Особенно, когда лес густой, а стрелковая линия расположена на узкой просеке или дороге.

Выше мы отмечали, что крайне важно, чтобы звери в окладе не услышали (не учуяли), как расставляют стрелков. Если это все-таки произошло, то небольшим количеством загонщиков зверей на стрелков не выставить.

Загонщики должны иметь компасы, а в целях безопасности - яркие шапочки на головах, а еще лучше - куртки или жилеты, как у строительных и дорожных рабочих.

Казалось бы, стрельба лосей чрезвычайно проста: зверь огромный, бежит не быстро. Промахов же огромное количество! Тут и волнение от необычности охоты и вида крупного зверя, связанность движений из-за теплой одежды, и пожалуй, главное - из-за отсутствия опыта стрельбы пулей и непристрелянности ружья.

Давно уже в лучших коллективах проводятся контрольные стрельбы. В день охоты, пока происходит утренняя поверка оклада, распорядитель выводит (или вывозит) всех стрелков на место, где можно попробовать бой ружей (стенд или просто карьер, овраг). Там устанавливают деревянный щит 1X1 м, и каждый стрелок своими патронами стреляет в него по разу из правого и левого ствола с дистанции в 35 м. На каждый выстрел дается 3-5 сек. Выясняются самые невероятные вещи. Кое-кто даже в щит попасть не может! Распорядитель должен проявить твердость характера и заменить плохих стрелков другими, из числа загонщиков, с аналогичной проверкой.

Во многих коллективах список стрелков обсуждается и утверждается на специальном заседании бюро и объявляется заранее, что в значительной мере способствует повышению ответственности и дисциплины охотников. Ведь стрелок должен приготовить не только доброкачественные патроны - он должен подготовить и ружье. Например, в морозы убрать лишнюю смазку из механизма замков, проверить степень накола капсюлей бойками. Огромное значение имеет одежда. Она должна быть теплой, но не стеснять движений при стрельбе. В снежный период необходим белый халат или комбинезон. Ведь не исключено, что достанется номер на открытой вырубке или лесной пожне. Кому идти в загон? Для сохранения демократичности и поддержания интереса мы рекомендуем проводить жеребьевку перед каждым загоном. К тому же это защитит распорядителя от многих необоснованных, ненужных разговоров.

Главная задача стрелков - не прозевать и не промахнуться по зверю, строго соблюдая при этом все требования безопасности. Тягчайшее нарушение (если не преступление) - выстрел по стрелковой линии. Категорически запрещается стрелять по зверю, если в створе с ним находится человек (независимо от расстояния), если в направлении выстрела (в зарослях) слышны голоса загонщиков. Ни в коем случае нельзя стрелять по чему-то мелькнувшему или зашумевшему. На лосиных облавах, кроме лося, стрелки обязаны стрелять по волку; по всем другим животным стрельба запрещена. Бывают случаи, когда попутно с лосем целесообразно произвести и отстрел каких-то других зверей, например кабанов. Тогда распорядитель заранее ставит в известность об этом всех участников охоты.

Став на номер, стрелок ведет наблюдение за доверенным ему сектором обстрела. При этом он мысленно должен решить, где и как он будет стрелять зверя, если тот выйдет на его номер. При облавных охотах на лося сохраняется общее правило облав: нельзя стрелять зверя, если он идет мимо тебя, но прямо на другой номер. Если в зоне видимости появляется зверь, то не надо сразу же вскидывать ружье. Лучше напустить его на верный выстрел и только тогда плавно приложиться, прицелиться и выстрелить. Но если место густое и зверь мелькает в прогалах между деревьями или кустами, имеет смысл сразу взять его на мушку и сопровождать стволами до прогала, в котором вы решили его стрелять.

Сохатый очень крепок на рану. Как и у всех копытных, безусловно убойное место у лося - шея. Рекомендовать же стрелять по шее можно только на близком расстоянии. При стрельбе далее 15-20 шагов лучше целиться по лопаткам, по нижнему их краю, то есть по месту, где находится сердце. В этом случае, если пуля и не попадет в сердце, она все равно нанесет тяжелую рану.

При современном разнообразии пуль для гладкоствольных ружей трудно порекомендовать что-либо определенное. Главное, чтобы ружье было пристреляно какой-либо пулей и стрелок был бы уверен в стабильности боя.

В облавной охоте участвует много людей, разных по характеру, возрасту, служебному положению. Все они объединены в коллектив, перед которым стоит задача добыть зверя, а сделать это бывает подчас совсем не просто. Вот почему в коллективе должна царить атмосфера товарищества, взаимопомощи и чувства большой личной ответственности за общий успех дела. Хорошо, когда ко всему этому добавляется порция доброжелательного, не оскорбительного юмора. Недаром чешские охотники, помимо "короля охоты", избирают еще и "самого веселого охотника".

Не нужно забывать хорошую традицию разбора охоты. Как приятно после трудового, морозного дня собраться всем вместе в теплом, уютном помещении и обсудить все перипетии минувшего охотничьего дня. Для "короля охоты" уже приготовлена памятная медаль. Есть приз и "мазиле", в некоторых коллективах его делают переходящим.

В заключение скажем нелицеприятные слова в адрес штатных работников охотничьих хозяйств: охотоведов и егерей. Очень часто они считают, что городские охотники приезжают к ним за куском мяса, а охота... так, для антуража. Глубоко ошибочное мнение! Культура наших охотников растет, и на первом месте для них стоит охота, а не кусок мяса. Однако такой подход штатных работников позволяет им, мягко говоря, уклоняться от выполнения прямых служебных обязанностей. В редких случаях еще с вечера егерь доложит распорядителю охоты, что лоси у него обойдены.

Вот почему каждый охотничий коллектив должен уметь правильно организовать и провести облавную охоту.

М. Калинин, кандидат биологических наук

Журнал "Охота и охотничье хозяйство" - № 11, 1987 г.

Ключевые теги: охота, лось, охота на лося, облавная охота



Другие новости по теме:

Просмотров: 2 565   Автор: space 18-11-2015, 09:18    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей