Главная > Мастерская > Мозаика. Часть 1

Мозаика. Часть 1


13-04-2021, 21:30. Разместил: space

Виды мозаики по дереву

Мозаика — это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево).

Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Так, мозаичными панно украшены станции Московского метрополитена имени В. И. Ленина, например станции «Маяковская», «Комсомольская» и др. Мозаику используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, музыкальные инструменты, оружие). Технику мозаики иногда применяют и при создании станковых картин.

В зависимости от используемых материалов, технических приемов выполнения и художественных особенностей мозаика имеет несколько разновидностей, среди которых особое место занимает мозаика по дереву. Наиболее известные виды мозаики по дереву — инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.

§ 1. Инкрустация

Инкрустация представляет собой украшение изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом или материалом.

Известны два способа выполнения инкрустации. При первом, когда вставка имеет большой размер и несложную форму, сначала вырезают вставку. Затем ее накладывают на изделие и оконтуривают острым предметом. По полученному рисунку делают выемку (гнездо), в которую вкладывают вставку.

При сложном ажурном орнаменте применяют второй способ. Сначала на поверхность изделия наносят рисунок вставки. Затем по контуру рисунка делают неглубокий разрез (чтобы не было отколов и защепов древесины) и выбирают стамеской выемку с чуть скошенными ровными краями. После этого в соответствии с выемками подгоняют вставки. На обратной стороне вставок и на дне выемок делают насечки для лучшего сцепления (относится к обоим способам). Вставки закрепляют в выемках с помощью клея или мастики, после чего поверхность тщательно выравнивают.

Техника инкрустации была высокоразвита в Древнем Египте. Сундуки, ларцы, саркофаги, стулья и кресла, изготовленные преимущественно из черного дерева, украшали вставками из слоновой кости, кусочков синего и белого фаянса, драгоценных и полудрагоценных камней.

В Древней Греции и Риме широко использовали инкрустацию для украшения изделий из дерева. В античную эпоху основным материалом для инкрустации была кость, обработка которой аналогична обработке твердых пород дерева. Украшения из кости представляли собой геометрические или растительные орнаменты, а также вставки в виде фигурок людей и животных. Нередко по кости гравировали тонкие узоры.

С древних времен известен способ имитации инкрустации по дереву с помощью цветных паст, которыми заполняли углубления, выбранные в древесине. Пасты, приготовленные из цветных пигментов, смешанных с клеем, имитировали слоновую кость, черное дерево, а также малахит, бирюзу и другие камни.

В средние века инкрустация по дереву уступила место таким видам декорирования изделий, как роспись, резьба и золочение, но с XVI в. мастера Италии, Франции, Голландии и других стран вновь стали применять ее для украшения мебели. На рис. 1 представлено итальянское кресло, инкрустированное слоновой костью (XVI в.).

Мозаика. Часть 1

Рис. 1. Кресло, инкрустированное слоновой костью, итальянской работы, XVI в.

Процесс выполнения инкрустации сложен и трудоемок, поэтому она была постепенно вытеснена другими видами мозаики по дереву. В настоящее время инкрустацию по дереву выполняют лишь при изготовлении небольших сувенирных изделий, а также при реставрации старинной мебели.

§ 2. Интарсия

Интарсия—это инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Названия «инкрустация» и «интарсия» часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. Это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация» более широкое.

Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации, и требует такой же точности и аккуратности. При выполнении деревянной мозаики в технике интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубление, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют, а нижнюю оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой.

Интарсия, так же как и инкрустация, впервые появилась в Древнем Египте. Так как Египет не богат лесом, древесину туда ввозили из других стран и ценили очень высоко. Поэтому древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлами, перламутром и камнями. Легкость обработки, богатство декоративных качеств, прочность соединения с основой и органичное слияние с украшаемой поверхностью постепенно привели к тому, что древесина стала преобладающим материалом, используемым для украшения деревянных изделий.

Высокого уровня достигла интарсия в Древней Греции и Риме. Древнегреческие саркофаги, изготовленные из кипариса, кедра и тиса, украшали орнаментами сложных растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, падуб, кизил. Чтобы изменить цвет древесины, древние греки специально обрабатывали ее: пропитывали маслом, квасцами, кипятили в краске.

Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. В середине XV в. только во Флоренции работало более 80 мастерских, изготовлявших изделия с мозаичными наборами. Мозаикой украшали главным образом церковную мебель и утварь. Мотивами украшений служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применяли темные породы древесины, для рисунка - светлые, и наоборот. На рис. 2 показана одна из работ итальянских мастеров, выполненная в технике интарсии (начало XVI в.).


Рис. 2. Интарсия итальянской работы. Начало XVI в.

Постепенно орнаментальные композиции становились все более сложными, многокрасочными, появились перспективные изображения городских улиц, городов, сцен из повседневной жизни, исторических событий. В сюжетных наборах применяли гравирование, травление и обжиг древесины, чтобы изменить ее цвет. Художественная ценность таких произведений в большой мере зависела от умения мастера правильно подобрать материал по текстуре и цвету. В некоторых случаях мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

Из Италии техника интарсии проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. В Германии в XVI и начале XVII в. было принято украшать мозаичными панно интерьеры общественных зданий. Немецкие мастера часто применяли гравирование, вводили в изображение элементы из слоновой кости и других материалов. На рис. 3 показана работа немецких мастеров, выполненная в технике интарсии.


Рис. 3. Интарсия немецкой работы

Особенностью интарсии как одного из видов мозаики по дереву является то, что в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Так как инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то ее применяли лишь для украшения дорогих изделий, выполненных из ценных пород древесины. При этом отделка всех поверхностей делалась так тщательно, чтобы фон не уступал по красоте вставным украшениям. Мебель, украшенная интарсией, была предметом роскоши и принадлежала лишь самым богатым.

§ 3. Блочная мозаика

Техника блочной мозаики состоит в том, что по заданному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки, которые затем разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком (рис. 4). Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность деревянных изделий.


Рис. 4. Блочная мозаика

Родина блочной мозаики - Древний Восток. В этой технике выполняли украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы (кость, рог). Такая мозаика стала известна под названием чертозианской (от названия монастыря Чертоза Павийская, где процветало это искусство). В Италии и Испании в XV—XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев (рис. 5) и кресел, для бордюров, обрамлявших мозаичные панно.


Рис.5. Чертозианская мозаика

Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

Иногда из блоков изготовляют орнаментальные украшения в виде тонких пластинок в форме квадратов, звезд или полос различной ширины. Пластинки вставляют в лист шпона, являющийся фоном, и вместе с ним наклеивают на поверхность изделия. Часто применяют сквозное крашение древесины в разные цвета, получая красочные орнаменты, которыми украшают сувенирные изделия, музыкальные инструменты и мебель.

§4. Маркетри

Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчивать) — вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, (розового дерева).

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.

В маркетри объединены два процесса: интарсия — врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание — наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).

Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.

Если требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то Фон и рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой - для вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету. Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. На рис. 6 показан комод английской работы XVIII в., украшенный маркетри и паркетри из ореха, платана, самшита и других пород.


Рис. 6. Комод английской работы с маркетри и паркетри из ореха, платана, самшита и других пород древесины. XVIII в.

Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебель шик Андре Шарль Буль (1642—1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря. На рис. 7 представлена одна из работ Ш. Буля.


Рис. 7. Работа Шарли Буля. XVIII е.

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером. Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью Форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.

Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины — красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.

На рис. 8 показано бюро работы Жана Франсуа Эбена.


Рис. 8. Бюро Жана Франсуа Эбена. XVIII в.


В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.

Русские мебельщики-краснодеревцы начали применять облицовывание и деревянную мозаику в начале XVIII в. Со второй половины XVIII в., когда в Россию из-за границы стали ввозить древесину экзотических пород, мозаичные наборы получили широкое распространение. Достаточно назвать 12 панно, выполненных под руководством архитектора Антонио Ринальди для Большого Китайского кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов под Ленинградом). Панно выполнены в технике маркетри из клена, платана, наплывов ореха, слоновой кости. Они отличаются тонким подбором текстуры и высоким мастерством исполнения.

В конце XVIII в. маркетри стали широко применять для украшения мебели. Из наборной мебели были распространены так называемые столики - бобики с крышкой в форме боба (см. рис. 44). Их столешницы обычно украшали набором в виде ваз с цветами или букетов цветов, иногда с гирляндами, а часто с паркетным рисунком.


Рис. 44. Столик-бобик с наборной крышей

Мозаикой украшали также бюро, шкафы, комоды. Русские мастера, многие из которых были выходцами из крепостных, создали немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами. Известными мастерами - мозаичниками были Никифор Васильев. Федор Пряхин, Матвей Веретенников. Из работ Н. Васильева сохранился дубовый стол для нот, на крышке которого выполнен набор, изображающий усадьбу графа Шереметева в Кускове. В наборе применены карельская береза, явор и мореный клен, груша, красное дерево, палисандр, черное дерево. Набор дополнен тонкой гравировкой.

В Государственном Историческом музее хранятся два ломберных столика работы М. Веретенникова. Столики сделаны из сосны и облицованы шпоном различных пород. На крышках столиков искусно выполнены наборы архитектурных пейзажей из древесины ореха, палисандра, мореной березы, клена, груши, мореного дуба и черного дерева (рис. 9).


Рис. 9. Крышка столика работы М. Веретенникова

В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла) и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн.


В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Наибольшее применение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала, красота ее текстуры. В то же время шпон — наиболее доступный материал. На мебельных фабриках для мозаичных наборов можно использовать отходы шпона.

Техника маркетри проста, не требует применения сложного инструмента. Процесс изготовления деталей мозаики может быть механизирован, что позволяет организовать серийный выпуск изделий. Вместе с тем благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально.

В технике маркетри можно создавать простыв орнаментальные украшения для мебели и других деревянных изделий и сложные тематические композиции (рис. 10) для украшения интерьеров жилых и общественных зданий.


Рис. 10. Панно «Мир». Автор В. А. Масленников


Книга «Мозаика и резьба по дереву»
Т.А. Матвеева
г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.


Мозаика. Часть 2. Материал

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Мозаика. Часть 4. Приемы выполнения мозаики

Мозаика. Часть 5. Орнамент

Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент

Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент

Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент

Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе

Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора

Мозаика. Часть 11. Наклеивание мозаичного набора на основу

Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора
Вернуться назад