Главная > Мастерская > Мозаика. Часть 5. Орнамент

Мозаика. Часть 5. Орнамент


15-07-2021, 15:43. Разместил: space
§15. Общие сведения об орнаменте

Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из повторяющихся ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Основной признак орнамента как средства украшения - подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Орнамент не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом.

В построении орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт). Орнамент можно продолжить в обе стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена, замкнута.

Элементы, образующие, орнамент, могут более или менее точно воспроизводить действительность, но чаще всего в орнаменте мотивы реального мира подвергаются значительной переработке: стилизации, декоративному обобщению.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные: традиции разных народов.

Мозаика. Часть 5. Орнамент

Рис. 29. Орнаменты: а - древнеегипетский, б - древнегреческий меандр, в - древнегреческий акант, г - арабеска, д - русская плетенка

Каждая эпоха, каждый стиль в архитектуре, каждая национальная культура выработали свою систему орнамента (мотивы, формы, расположение: на украшаемой поверхности), поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Так, в орнаментах Древнего Египта наибольшее распространение нашли растительные мотивы, и среди них особенно часто встречались листья и цветы лотоса (рис. 29, а). Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней Греции. Классическими стали наиболее распространенные древнегреческие орнаменты - меандр и акант (рис. 29, б, в). Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента были арабески - сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных растительных узоров, иногда включающий в себя и надпись (рис. 29, г).

Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур. Наиболее ярко русский орнамент выражен в резьбе по дереву. В плоскостном орнаменте одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка - различного вида переплетения полосок типа лент, ремней, стеблей цветов (рис. 29, д).

В художественной культуре народов нашей страны орнамент получил дальнейшее развитие, обогатившись новой советской эмблематикой (серп и молот, пятиконечная звезда и др.).

В деревянной мозаике орнамент нашел широкое применение. При создании художественного паркета и мозаичных наборов для украшения мебели применяли и применяют преимущественно орнаментальные композиции.


По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, и расположению на украшаемой поверхности мозаичный орнамент может быть следующих видов:

ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, чаще всего окаймляющей поверхности предмета (рис. 30);

заполняющим всю поверхность сплошным узором; при геометрическом рисунке такой орнамент называют сетчатым (рис. 31);

замкнутым или ограниченным определенной геометрической формой (квадрат, ромб, треугольник); такой орнамент, вписанный в круг или правильный многоугольник, называется розетой (рис. 32) и располагается обычно в центре украшаемой поверхности, т. е. является центрическим.

Могут быть и более сложные композиции, объединяющие в себе, например, ленточный и центрический орнаменты (см. рис. 31).

По мотивам, используемым в орнаменте, различают такие его виды:

геометрический, состоящий из различных геометрических элементов (прямых и ломаных линий, кругов, квадратов, ромбов, спиралей, звезд);

растительный, составленный из стилизованных листьев, цветов, плодов;

зооморфный, или фигурный, в котором стилизованы фигуры, части фигур реальных или фантастических животных, птиц;

геральдический, где использованы знаки, эмблемы, гербы и т. п.;

гротескный, включающий в причудливых фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы.

Часто в орнаменте используют комбинации различных мотивов, например геометрические и растительные (арабески), растительные и геральдические и др.

В деревянной мозаике наиболее распространены геометрический и растительный орнаменты.

При выборе орнамента для мозаичного набора не следует механически заимствовать орнаментальные композиции, предназначенные для выполнения в другом материале (камне, металле). Необходимо помнить о декоративных возможностях древесины и полностью использовать их.

Не менее важное требование при выборе орнамента – соответствие форме, стилю, назначению и размерам украшаемого предмета.

Книга «Мозаика и резьба по дереву»
Т.А. Матвеева
г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.


Мозаика. Часть 1

Мозаика. Часть 2. Материал

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Мозаика. Часть 4. Приемы выполнения мозаики

Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент

Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент

Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент

Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе

Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора

Мозаика. Часть 11. Наклеивание мозаичного набора на основу

Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора
Вернуться назад